Почему ребенок боится других детей?

Большинство семей сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок начинает испытывать страх к окружающим людям. Многие родители сильно переживают по этому поводу, сомневаются в том, нормально ли это, не знают, как правильно действовать, чтобы и психике ребёнка не навредить, и лучше адаптировать его к жизни в обществе.

Некоторым даже знакомо чувство неудобства, ведь «в немилость» малыша могут попасть и близкие родственники, в том числе бабушки и дедушки. Давайте разберёмся в том, почему ребёнок боится чужих людей и как с этим справиться.

В каком возрасте и как проявляется страх чужих людей у малыша?

Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать?

Обычно, боязнь чужих людей возникает у ребёнка в возрасте 7-10 месяцев. До этого времени большинство детей хорошо контактируют со всеми: улыбаются даже некоторым посторонним людям, идут к ним на руки, рассматривают с интересом окружающих.

После 7 месяцев резко возрастает настороженность к посторонним: ребёнок начинает разделять людей на «чужих» и «своих».  Он испытывает страх в присутствии окружающих, просится на руки к матери, может заплакать при приближении к нему незнакомого человека, отворачивается от него. Даже, когда приезжают бабушки и дедушки (или в гостях у них), малыш обычно не отходит от мамы, отказывается идти к ним на руки;

У детей в возрасте до 1 года страх чужих людей усиливается, они очень привязаны к матери и боятся с ней разлучаться;

После 1,5 лет ситуация стабилизируется, страх постепенно снижается и к 2 годам обычно проходит совсем.

Бывает и так, что ребёнок боится чужих людей в 2 года и в более старшем возрасте. В таком случае страх может развиться в застенчивость и стать чертой личности или исчезнуть, но уже по прошествии нескольких лет.

Успешное и своевременное преодоление ребёнком боязни чужих людей часто связано с правильными действиями родителей, с их терпеливым отношением к такому поведению своего крохи, умением создать для него комфортные условия и помочь почувствовать доверие к окружающим.

Почему у ребёнка возникает страх чужих людей?

Младенец привык быть с мамой, ощущать её тепло. При появлении постороннего человека у него, на подсознательном уровне, возникает страх её потерять. Ребёнку кажется, что незнакомец может причинить ему вред.

Вероятнее всего, это выступает проявлением инстинкта самосохранения. Чем больше выражена непохожесть поведения и внешнего вида «чужого» на маму, тем сильнее обычно боязнь. По этой причине малыши чаще испытывают страх к мужчинам, чем к женщинам.

Когда ребёнок редко видит кого-то из родственников или посторонних людей, то может сильнее их бояться. Если в первые полгода своей жизни малыш часто взаимодействует с кем-то, кроме родителей, то обычно привыкает к нему и впоследствии не испытывает страх.

А может начать пугаться даже отца, если он много времени проводит в командировках и мало общается с малышом.

На ребёнка также мог повлиять негативный прошлый опыт взаимодействия с незнакомыми людьми, если ему причинили боль или психологический дискомфорт.

Усиливает страх и пережитое малышом длительное расставание с мамой, например, при её болезни или вынужденном отъезде.

Существует также мнение, что страх по отношению к незнакомцам выступает проявлением реакции на новизну. Ребёнок учится узнавать людей, различать их черты (лица, голоса, поведение), исследует предметы, знакомится с миром. Сначала всё неизвестное (в том числе новые люди) пугает, потом — начинает вызывать интерес.

Поэтому нет ничего страшного в том, что ребёнок в 1 год боится чужих людей, это нормальный этап адаптации к обществу. Настораживать должен как раз тот факт, когда малыш не испытывает никакого страха перед незнакомцами и готов общаться со всеми.

Как справиться со страхом чужих людей?

Чего делать нельзя:

  • Ни в коем случае не заставляйте ребёнка насильно знакомиться с «чужим» или оставаться на руках у того, кого он боится. Это только усилит страх и может привести к различным психологическим проблемам. Малыш должен ощущать вашу поддержку. Поэтому всегда отвечайте на его просьбы (возьмите на руки, успокойте). Ваши тепло и забота помогут ему постепенно справиться со страхом;
  • Не критикуйте ребёнка за его боязнь, не высмеивайте и не называйте «трусом». Ему необходимо ощущать, что родители всерьёз относятся к его беспокойству. И вы должны продемонстрировать это;
  • Важно самим понять и принять тот факт, что такое поведение малыша является нормальным для его возраста. Тогда и до него вы сможете донести эту идею и мысль о том, что со своим страхом он в скором времени справится. А бессмысленные укоры, наоборот, могут привести к тому, что у ребёнка появится комплекс, он станет робким и неуверенным в себе.

Что делать, если ребёнок боится чужих людей?:

  1. Самое важное правило – это терпение и умение ждать. Дайте ребенку время на то, чтобы он привык к новому человеку (пусть даже это близкий родственник), к его внешнему виду, голосу, поведению. При этом всегда будьте рядом с малышом, держите его на руках. Так он легче и быстрее освоится и перестанет бояться;
  2. Расскажите малышу о своих детских страхах и о том, как вам удалось с ними справиться. Успешный пример родителей всегда вдохновляет детей;
  3. Демонстрируйте ребёнку своим поведением, что ему бояться нечего. Но здесь стоит делать различие между человеком, к которому нужно чтобы ребенок привык (няня, бабушка, помощница по дому) или это посторонний человек, с которым ребенка ничего не связывает;
  4. Рассказывайте малышу о родственниках, знакомых (в их отсутствие), характеризуйте их с положительной стороны. Вместе рассматривайте фотографии, называя по именам тех, с кем хотите подружить ребёнка. Можно даже превратить этот процесс в игру на узнавание различных людей и их характеристик, это поможет сделать «чужих» «своими»;
  5. Чаще проигрывайте с малышом ситуации знакомства, успешного взаимодействия и дружбы (на примере игрушек). Например, как Мишка познакомился с Зайкой и они стали друзьями, или как Котёнок боялся других кошек и собак, но потом преодолел свой страх и подружился с ними;
  6. Предупредите своих родственников и знакомых о том, что ребёнок может испугаться их и заплакать, попросите относиться к этому с пониманием. Скажите, что он сейчас почти всех, кроме мамы и папы, боится, нужно подождать, и малыш привыкнет.

Если ребёнок в 2 года и старше боится чужих людей, то обычно это связано с недостатком взаимодействия с окружающими, в том числе, с другими детьми. Вероятно, круг его общения ограничивается семьёй: мамой, папой, бабушками, дедушками. Малышу сложно идти на контакт с посторонними, поскольку он не знает, как это правильно делать, или чересчур привязан к родителям.

Ребёнка в этом возрасте следует стимулировать к общению с другими детками. Необходимо чаще бывать на детских площадках, гулять в парках, ходить в гости к знакомым, приглашать к себе родственников и друзей, особенно тех, у кого тоже есть малыши. Посещайте культурно-массовые мероприятия, делитесь с ребёнком своими эмоциями от увиденного, учите и его выражать свои чувства.

Главные люди в жизни малыша – это родители. С ними он начинает взаимодействовать и проводит максимальное количество времени. Поэтому, чем комфортнее будет это общение и атмосфера в семье, чем больше внимания и заботы он получит в младенчестве, тем более доверительное отношение у него сложится к миру и к окружающим, и среди них не останется «чужих» людей. Всё в наших руках!

Источник: https://uroki4mam.ru/rebenok-boitsya-chuzhih-lyudej

Детские страхи от 1 года до 3 лет — Психологос

Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать?

В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К 2 годам происходит осознание своего «я», понимание различий между девочками и мальчиками, отношений «взрослый — ребенок — родитель».

Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и, более широко, с чувством человеческой общности.

Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями, при отсутствии постоянных семейных конфликтов. Тогда семья становится для малыша надежной защитой и позволяет в полной мере развить и реализовать свои способности и умения.

В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, нерезко выраженные признаки невропатии — следствие тех или иных нарушений во время беременности и родов. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки.

Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы осознать их отношения.

Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз, когда неожиданно меняется поведение взрослых.

Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии.

Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.

До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками. При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его «я».

В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей от 1 до 2 лет, выполняющую одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования «я» и своеобразного ритуала, предохраняющего от чувства беспокойства (тревоги), которое возникает, как мы знаем, в ситуациях неопределенности, непредсказуемого изменения отношений с близкими людьми.

Изменение сложившихся эмоциональных отношений происходит при рождении второго ребенка.

Тогда старший, привыкший к постоянной заботе, может беспокойством и обидой ответить на переключение внимания матери. Чтобы привлечь внимание взрослых, он идет на всякие ухищрения.

Одно «срабатывает» лучше всего — стоит заболеть, чего-то испугаться, и мать опять принадлежит ему, ласкает, заботится, уговаривает.

Пример. Когда мальчик испугался, оставшись один при родившейся сестре, мать сразу заволновалась, окружила повышенным вниманием, и он все чаще стал бояться оставаться один, чтобы опять не оказаться в новой, травмирующей для него ситуации эмоционального забвения.

Читайте также:  Что входит в развивающие занятия для детей?

Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, «прилипают» к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность — желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого первично выступает мать.

Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности. Таким образом, ночное беспокойство выступает в качестве тонкого диктатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.

Когда нервно и соматически ослабленного ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества.

Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса, как и произошло с мальчиком 2 лет и 10 месяцев, помещенным в ясли.

Он скучал без матери, молча сидел в углу, отказывался от пищи и не мог заснуть. Дома, наоборот, становился возбудимым, капризным, нетерпеливым, чересчур обидчивым и боязливым, то есть требовал к себе повышенного внимания.

В 2 года стал бояться темноты и сказочных персонажей, не отпускал мать от себя, плакал и требовал ее постоянного присутствия. В итоге непереносимого эмоционального перенапряжения ухудшилась речь и появилось заикание.

Осознавая свое «я», отделяя себя от окружающих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства.

Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже «неопасных опасностей», рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.

Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: тих, «забит» дома и агрессивен со сверстниками или дома «тиран», а вне пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.

Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, «нет» произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно.

И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов.

Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны (потребность все «пробовать на язык» естественна в этом возрасте).

Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.

В рассматриваемом возрасте, тем не менее, созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке.

Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами.

Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.

Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе «плохих» детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие.

Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка.

Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями со взрослыми в семье.

Перенесенный и не осознаваемый ребенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.

Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и состоит умение матери создавать малышу эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше, чем когда-либо.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/detskie-strahi-ot-1-goda-do-3-let

Что делать если ребенок боится других детей? советы психолога

Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать?

У некоторых родителей актуальным становится вопрос взаимоотношения сына или дочери со сверстниками. Это касается ситуаций, когда ребенок боится других детей, не идет на контакт, а в некоторых случаях кардинально меняет свое поведение.

Если такая ситуация наблюдается постоянно, то уже необходимо принимать специальные меры. Они могут быть разными, все зависит от общего психологического состояния дошкольника или подростка, возраста. В большинстве случаев родителям удается самостоятельно адаптировать ребенка к нормальному общению, но иногда приходится обращаться и к специалисту.

Как определить, что ребенок боится детей?

Изначально нужно определить, действительно ли есть проблемы с общением или родители предъявляют завышенные требования к чаду, например, сравнивая с собой. Такие случаи часто отмечаются психологами, когда некоторую работу нужно проводить со взрослыми, чтобы они пересмотрели свое отношение к ситуации.

Взрослые должны понимать, что все не могут быть «душой компанией», быстро идти на контакт, мгновенно преодолевать стеснение и адаптироваться к новым условиям. Многое зависит от темперамента ребенка, характера, эмоционального состояния, возможных переживаний, общего воспитания.

Признаки развития проблем

Если рассматривать поведенческие особенности ребенка, свидетельствующие о проблемах при общении с другими детьми, о развитии страха, то выделяют следующие:

  • По внешним признакам заметно беспокойство, например, расширяются зрачки, могут наблюдаться непроизвольные движения, подергивания конечностей, мышц лица, возможно проявление нервного тика. Некоторые детки начинают дрожать, бледнеют, потеют, грызут ногти, берут в рот пальцы, какие-то предметы.
  • Ребенок стремится спрятаться. Он может прятаться за родителей, а иногда просто укрываться ото всех, например, залезать под кровать или затаиваться в местах, где его никто не видит.
  • Эмоциональные изменения. Это касается истерик, плача, проявления агрессивности или чрезмерной замкнутости, когда практически прекращается контакт с близкими.

Страх перед другими детьми проявляется в отказе общения, а если связь и происходит, ребенок веет себя неестественно, заметно его психологическое напряжение.

Как помочь ребенку побороть страх?

Чтобы эффективно побороть страх, нужно понять с чем именно он связан. По каким причинам другие дети вызывают негативные эмоции.

Сделать это можно практическим путем, проанализировав последние события, что актуально, если ранее страха не было, отрицательная реакция перед людьми, сверстниками не наблюдалась.

Особого внимание нужно уделять малышам, которые практически с младенчества опасаются общения с детьми.

Для каждого ребенка нужно выбирать свои методы борьбы со страхом перед детьми и за основу можно взять следующие советы психологов:

  1. Показать, что в общении с детьми много плюсов. Для этого можно рассказать, как много интересных игр, в которых должно быть несколько участников, с ребятами можно поделиться своим опытом, вместе веселее и увлекательней заниматься строительством и так далее. Более взрослому сыну или дочке можно рассказать о своем опыте общения со сверстниками, о лучших друзьях, запоминающихся событиях.
  2. Развивать уверенность, бороться со стеснительностью. Иногда именно из-за неуверенности и застенчивости дети боятся контактировать друг с другом. Исправить ситуации вполне могут родители, убедив свое чадо, что он на многое способен, его действия не станут поводом для насмешек, с ним будет интересно общаться, обязательно найдутся ребята, желающие с ним дружить. Важно развивать уверенность правильно, не навязчиво, чтобы не усугубить ситуацию. Излишнее упорство и внушение ребенку, что он лучше всех также может навредить, все должно происходить в меру.
  3. Проработать последствия негативного опыта. Часто именно из-за неприятных ситуаций для ребенка он впоследствии отказывается идти на контакт. В памяти эти события нужно убрать или показать их незначительность. Если они не связаны с серьезными моральными или физическими травмами, то можно их представить в юмористической форме. Полезным будет и разъяснение, что в жизни есть много и добрых, приветливых людей, с которыми интересно, они могут помочь и поддержать, а плохих совсем мало. Такой вариант подойдет, если сына или дочь обидели, напугали, избили.
  4. Собственный пример. У детей родители являются примером для подражания, поэтому многие поведенческие особенности дошкольника или подростка можно подкорректировать именно собственным примером. Это уверенность в общении, уважение к оппоненту, доброжелательность, отсутствие напряжения. Можно специально брать с собой чадо на дружеские встречи, после них рассказывать, как было интересно проведено время. Хорошо, если у родителей есть знакомые, к которым можно сходить в гости или они приходят в семью.
  5. Создать спокойную домашнюю обстановку. Детские страхи могут формироваться из-за взаимоотношений в семье. Даже незначительные ссоры между папой или мамой, которым взрослые могут и не придавать значения, для ребенка могут стать причиной боязни общения, высказывания, отстаивания своей точки зрения. Родителям нужно обратить внимание на свое общение, если, все же, случаются конфликтные ситуации, мальчик или девочка присутствует при них, то нужно объяснять происходящее, минуя негативные моменты.
  6. Похвала, поощрение. Речь идет о компенсировании похвалы, если ее недостаточно, но не нужно путать эту рекомендацию с чрезмерным постоянным восхищением всего сделанного. Если ребенок чувствует, что его поступки правильные, взрослые положительно их оценивают, то он будет уверенней чувствовать себя и в окружении других людей, в том числе сверстников.
  7. Поддержка. Ощущение, что в любой ситуации тебя поймут и поддержат важно для взрослых, а особенно для детей и возраст не имеет значения. Это чувство должны привить родители своим отношением ко всему происходящему с сыном или с дочерью. Неверные поступки должны аккуратно корректироваться. Жесткие осуждения, серьезное физическое наказание, тем более, если уже есть поведенческие проблемы, должны быть исключены. Есть альтернативные способы наказания, которые не кардинально не отражаются на психики, а именно ее не травмируют.
  8. Развитие самостоятельности. Гиперопека родителей нередко приводит к психологическим проблемам, а также к затруднениям относительно адаптации детей к новым условиям, развития коммуникативных навыков. Именно недостаточная самостоятельность может спровоцировать страхи перед другими детьми. Взрослым нужно соизмерять свою заботу в соответствии с возрастом, постепенно расширять границы дозволенного, обучая и направляя малыша или дошкольника. Вполне вероятно, что страх появляется просто потому, что ребенок не знает, чем с этими детьми заняться, например, потому что на качелях кататься нельзя, в песочнице грязно, а с карусели можно упасть.
  9. Исключение обстоятельств, при которых появляется страх другой формы. Это могут быть фильмы ужасов, пуганее вымышленными персонажами, выключение света, оставление малыша одного и так далее.
  10. Посещение специальных школ. Можно подобрать специальную школу развития, где с ребятами работают педагоги, помогают общаться между собой, справляться с проблемами и в целом адаптируют дошкольников к социуму.
Читайте также:  Как осуществить сенсорное развитие детей?

Достигнуть положительного эффекта будет проще, если распознать причину страха, что именно пугает ребенка при общении с другими детьми. Это узнать не всегда получается, напрямую об этом сообщит не каждый.

Тогда можно попробовать получить информацию наводящими вопросами, в процессе игры, на основе рисунков.

Если ситуация критичная, отмечается чрезмерная замкнутость или агрессивность, наступают панические атаки и другие признаки неестественного поведения, то нужно обращаться к специалисту.

Что нельзя делать, если ребенок боится других детей?

Некоторые родители допускают серьезные ошибки, пытаясь побороть детские страхи. В результате они не только не достигают желаемого эффекта, а усугубляют ситуацию, у ребенка могут появиться дополнительные проблемы, в том числе неврологического, психического типа.

Если рассматривать наиболее распространенные ошибки родителей, то выделяют следующие:

  • Навязывание общение. Даже у малыша могут быть антипатии, кто-то из детей может просто не нравится крохе, но мама или папа начинают настаивать на дружбе, играх.
  • Акцентирование внимание на проблеме. Не нужно постоянно напоминать, обсуждать поведение ребенка, усиленно подчеркивать наличие страхов перед детьми, при тех или иных обстоятельствах. Особенно это касается рассмотрения ситуации при чужих людях, нарекания относительно поведения в общественных местах.
  • Не нужно придумывать прозвища, однозначно утверждать наличие какой-то черты характера. Это касается тех случаев, когда мальчика или девочку постоянно называют трусом, тихоней и так далее.
  • Сравнения. Сыну или дочери не нужно говорить о том, что другой мальчик или девочка в чем-то лучше, что вот им родители гордятся, а у нас так не получается.
  • Наказание. Категорически запрещено наказывать за нежелание общаться с другими детьми.

Если собственными силами справится со страхами не получается, ребенок не меняет свое отношение к другим детям или ситуация ухудшается, маленький человек замыкается в себе или проявляет другое неестественное поведение, то не нужно откладывать посещение психолога. Чем раньше будут приняты адекватные меры, тем проще предупредить более серьезные проблемы.

Источник: https://motivacii-net.ru/chto-delat-esli-rebenok-boitsja-drugih-detej-sovety-psihologa/

Ребенок боится чужих людей — почему, что делать, советы психолога

Страх — естественная эмоция, которая проявляется в зависимости от ситуации, в которую попал человек. Американские психологи выдвигают теорию, что новорождённый кроха не знает, как это бояться чего-либо.

Только с возрастом, когда он начинает познавать окружающий мир, знакомиться с новыми предметами и явлениями, людьми, животными появляется ощущение опасности и страха.

Одним из самых распространённых является проявление недоверия и боязни к чужим людям, чаще взрослым, чем детям. Иногда ситуация становится настолько серьёзной, что малыш начинает плакать при виде родных, например, папы или бабушки, дедушки.

Специалисты уверяют родителей, что это возрастная особенность и со временем кроха её перерастёт. Но рекомендуют взрослым прислушаться к некоторым советам, чтобы легче и быстрее справиться с ситуацией.

Проявление боязни чужих людей

Каждый ребёнок — индивидуальная личность, поэтому и этапы развития малыши проходят по-разному. Ближе к году, месяцев с 7–8 у детей происходит большой скачок в психоэмоциональном плане.

Именно в этом возрасте у ребёнка появляется настороженность к другим людям, помимо мамы и тех, кого он видит регулярно. Психологи объясняют, что ребёнок очень зависим от родителей, особенно от мамы.

Он знает её голос, как она выглядит, умеет различить по запаху. Далее в списке родных людей стоит папа.

Некоторые пары жалуются, что дети не воспринимают отца и не хотят идти на руки. Это связано с тем, что кроха не часто видит второго родителя. Например, мужчина много работает и не может уделить достаточно внимания ребёнку.

А малыши очень быстро забывают не только события, но и лица. Именно поэтому младенец может настороженно относиться к папе.

Стоит некоторое время чаще проводить с крохой: купать его, гулять, менять подгузник, переодевать и малыш привыкнет и перестанет бояться.

Бабушек и дедушек, друзей семьи, крестных и других людей, которых ребёнок видит довольно часто, он не воспринимает как угрозу и спокойно относится к их присутствию. Но стоит сделать перерыв — он забудет их и в следующую встречу может отказаться идти на контакт.

Малышу больше всего необходимо присутствие рядом мамы

Медики объясняют родителям, что страх к чужим людям — самый первый, который испытывают младенцы. У каждого ребёнка он может проявляться в разном возрасте, но начинать опасаться других взрослых дети начинают с семи — одиннадцати месяцев. Такая ситуация может продолжаться до двухлетнего возраста.

Таблица: причины появления страха в разном возрасте

Возраст ребёнка Почему малыш начинает бояться
7 месяцев — 2 года Страх обусловлен тем, что малыш боится потерять маму. В этом возрасте только с ней он чувствует себя в безопасности. Сейчас младенец воспринимает мать не только как источник получения пищи, но и как защиту, успокоение, комфорт. Как только женщины долго нет рядом, ребёнок может не просто плакать, но и истерить, ведь он не понимает, что мама скоро вернётся. Объяснения в этом возрасте не помогут, действенным может быть только мамино присутствие. Поэтому ребёнок воспринимает любого взрослого, которого не знает и не видел ранее как потенциальную угрозу. В подсознании крохи чужой мужчина или женщина может забрать его у матери, или самого родного человека у малыша. По мере взросления дети перерастают этот страх и начинается этап социализации.
2 — 4 года Если до двух лет боязнь чужих людей медики считают нормой, то проявление страха старше этого возраста — уже проблемой, которую необходимо решать. Малыши могут относиться с настороженностью к посторонним, но не должны закатывать истерики при виде незнакомца. Если у ребёнка вызывает ужас один вид взрослого человека — это повод обратиться к неврологу и психологу. Медики объясняют, что страх может сохраняться на подсознательном уровне, например, в раннем детстве были случаи, когда кто-то сильно обидел ребёнка или причинил ему физический вред. Поэтому подсознание на интуитивном уровне старается защититься от пережитых негативных эмоций. Если родители вовремя не будут помогать малышу справиться с этой ситуацией, она может перерасти в фобию и вызывать определённые сложности во взрослой жизни.
старше 4 лет Ребёнок старше четырёх лет — уже сформировавшаяся личность с развитой способностью анализировать и делать определённые выводы. Поэтому дети не должны истерить и плакать при виде чужого человека. Они могут не захотеть общаться с незнакомцем, но ведут себя адекватно в любой ситуации. Если малыш панически боится людей в этом возрасте, это может быть связано с психологическими травмами в прошлом или настоящем. Часто причиной является физическое насилие, тогда срабатывает инстинкт самосохранения и мальчик или девочка проявляют страх ко всем людям, которые теоретически могут причинить им вред. В данной ситуации помочь может только психолог или психиатр.

По мнению специалистов, дети чаще боятся мужчин, ведь женщины напоминают им маму. Особенно пугают крох мужчины с бородой и усами, они выглядят более устрашающе.

Некоторые малыши некомфортно себя чувствуют в местах большого скопления людей: у них начинается паника и истерика. Это связано с тем, что дети инстинктивно чувствуют опасность, например, что люди заберут их от мамы.

Отдельным пунктом психологи выделяют боязнь врачей. Этот страх нередко остаётся и у взрослых людей, например, паника во время визитов к стоматологу. Такие чувства у ребёнка возникают из-за того, что он опасается возможной боли, которую может почувствовать во время проведения процедуры.

Чтобы избежать истерик в кабинете врача, родители должны подготовить кроху к приёму: терпеливо объяснять процесс проведения процедуры или осмотра и не кричать на ребёнка

Что делать, чтобы ребёнок перестал бояться: советы психологов

  1. Быть спокойными. От родителей зависит многое. Например, они могут своим поведением ещё больше усугубить ситуацию, а могут сделать так, что кроха успокоится и начнёт воспринимать незнакомых взрослых нормально. Специалисты настаивают, что не нужно нервничать и переживать в присутствии малыша. С рождения у младенца и матери сильная эмоциональная связь, поэтому если женщина будет спокойна, те же эмоции будет испытывать и ребёнок. В любой ситуации стоит держать себя в руках и не паниковать, чтобы не давать повода крохе расплакаться ещё больше.
  2. Знакомить малыша с чужими взрослыми постепенно. Конечно, маме тоже нужно свободное время, у неё могут быть дела. И не всегда получается оставить кроху с папой или бабушкой. Например, сегодня очень популярны няни. Но главная ошибка родителей — в первый же день знакомства оставить кроху с незнакомым человеком и уйти. Это слишком большой стресс для младенца, поэтому необходимо в течение нескольких дней настраивать ребёнка и знакомить его с новыми людьми. Когда мама подходит к незнакомцу и общается с ним, малыш замечает, что самый родной человек никуда не уходит, спокоен и вежлив. Постепенно он начинает присматриваться к взрослому, проявлять доверие, а затем и спокойно общается с ним. Главное в этом вопросе — не спешить.
  3. Не заставлять ребёнка. Даже самые маленькие дети по-разному относятся к людям. С одними они идут на контакт практически сразу, а к другим относятся настороженно или начинают плакать и бояться. Задача родителей не форсировать события. Не стоит заставлять кроху подходить к незнакомому человеку и общаться с ним. Особенно если ребёнок плачет, нельзя отдавать его в руки другому взрослому. Так можно ещё больше усугубить ситуацию и кроха станет паниковать при виде других людей.
  4. Показывать, что общение не страшно на своём примере. Отличный вариант, держать кроху на руках у мамы, при этом общаясь с незнакомым малышу взрослым. Ребёнок чувствует себя в безопасности рядом с родителем и видит, что мама улыбается, смеётся и спокойно себя ведёт с чужим человеком. Такое поведение самого родного человека своеобразный сигнал, что бояться нечего и можно расслабиться и присмотреться к новому другу.
  5. Пересмотреть своё поведение. Нередко причиной появления боязни становится гиперопека: мама не доверяет своего кроху никому, даже папе, бабушке или дедушке. Она находится с ребёнком двадцать четыре часа в сутки, не разрешает другим детям или взрослым взять малыша на руки и поиграть с ним. Из-за этого у младенца формируется искажённая модель восприятия окружающих: он думает, что они враги, которые могут забрать его у мамы. Психологи утверждают, что крохе необходима социализация, поэтому общение с людьми крайне важно.
  6. Придерживайтесь режима. Дети чувствуют себя спокойно, когда всё идёт по плану, так, как они привыкли. Поэтому в период знакомства с другими взрослыми не стоит кардинально менять установленный распорядок дня, питания и прогулок. Любая перемена — стресс для крохи, который может негативно отразиться в момент нового общения.
  7. Не ругать и не стыдить ребёнка. Это одно из главных правил, ведь для малыша важна поддержка и понимание родителей. Стоит быть терпеливыми и не обзывать кроху, не называть его трусом и плаксой. Наоборот, нужно поддержать его, попытаться объяснить, что бояться нечего и мама всегда рядом, готова помощь и не дать в обиду своего сына или дочь.
  8. Проиграть ситуацию на примере. Можно рассказывать ребёнку истории из своей жизни о том, как мама или папа боялись, а потом перебороли страх и все прошло хорошо. Если такого не было на самом деле, можно и придумать рассказ. Главное — донести смысл до малыша. А также психологи рекомендуют ролевые игры в качестве средства в борьбе со страхом. На куклах или других игрушках можно показать, как герои начинают общаться с новыми знакомыми и не боятся их.
Читайте также:  Советы о том, как воспитывать близнецов

Родителям на заметку: чего не нужно делать, чтобы не вызвать у ребёнка ещё больший страх

Иногда мама или папа сами виноваты с том, что малыш никак не может справиться с боязнью и не хочет идти на контакт с незнакомыми людьми. Поэтому специалисты обращают внимание на некоторые моменты, которых необходимо избегать:

  • как только кроха начинает плакать, мама сразу уходит подальше от незнакомого для малыша человека и больше не подходит к нему. Это неправильный подход, так ребёнок не привыкнет к тому, что нужно общаться с другими взрослыми, а будет думать, что стоит ему заплакать и внимание матери снова полностью сконцентрировано на нём;
  • родители начинают сами нервничать: такое часто бывает, когда к малышу подходит другой человек. Тон мамы меняется, она заметно нервничает и эти эмоции ощущает ребёнок. На подсознательном уровне кроха улавливает связь: чужой человек — опасность, а потом проявляется страх перед всеми незнакомыми людьми;
  • мама и папа заставляют малыша общаться с чужими несмотря на слезы и нежелание с его стороны. Такие кардинальные методы не принесут желаемого результата, а только станут причиной психологической травмы у малыша;
  • наказывают ребёнка за нежелание общаться со взрослыми. Этого категорически нельзя делать, чтобы не усугубить ситуацию и не дать перерасти небольшому страху в фобию.

Ещё одной ошибкой родителей становится полное отрицание проблемы. Многие мамы и папы уверены, что в постоянных истериках нет ничего страшного, однако это неверное утверждение.

Да, проявления страха — это нормально, но и оно бывает разным.

Например, когда кроха на улице бежит к родителям при виде незнакомца — это норма, а вот ужас, паника, сильнейшие истерики при выходе на улицу, где ходят другие люди — это повод обратиться за помощью к психологу.

Специалисты обращают внимание на то, что полное отсутствие страха у ребёнка до двух лет также не считается нормой. Например, если малыш в возрасте 1–2 лет спокойно идёт к незнакомцу, начинает общаться с ним и может даже уйти за чужим мужчиной или женщиной, не обращая внимания на родителей и не проявляя настороженности и опасения, стоит проконсультироваться с неврологом и психологом.

Видео: как бороться с детскими страхами

Проявление страха перед чужими людьми — нормальное явление. В возрасте с семи месяцев это один из главных показателей нормального психоэмоционального развития ребёнка, которое означает, что малыш начал различать своих родных людей и незнакомых.

Боязнь обусловлена чувством опасности, что мама может уйти и оставить его с незнакомцем. Родители в состоянии помочь малышу преодолеть боязнь и научить контактировать со взрослыми людьми.

Нужно придерживаться советов специалистов и запастись терпением, чтобы ребёнок не чувствовал осуждения и недовольства мамы и папы. Для детей очень важна поддержка и понимание.

Источник: https://moy-kroha.info/rebenok-boitsya-chuzhih-lyudey

Ребенок боится чужих людей

Боязнь чужих людей — детская подозрительность. Застенчивые дети. Почему ребенок прячется при виде чужого человека? Нашей дочке уже скоро 1, 5 годика. Каждый раз, как к дочке подходит незнакомый ей че­ловек, она прячется у меня за спиной. Не чрезмерна ли такая подозрительность?

Боязнь чужих людей или защитная реакция

Если учесть возраст малышки, ее поведение абсолютно нормально. Почти все дети второго года жизни боятся чужих людей. Это так называемая детская подозрительность.

В отличие от беспокойства, вызванного приближением чужих людей, которое испытывают годовалые младенцы, подозритель­ность к незнакомцам — более рациональное чувство, хотя вам оно может казаться неоправданным. У малыша рожда­ются более сложные мысли, и потому у него возникают бо­лее сложные страхи.

Хотя явное выражение испуга иногда смущает вас и расстраивает других (особенно близких вам людей), это не так уж плохо. Подумайте: ведь это значит, что ваша малышка не пойдет с первым встречным, кото­рый предложит ей конфетку.

Однако, возможно, страх — не единственное чувство, заставляющее малышку прятаться за вас при виде чужака. Может быть, здесь присутствует некоторое раздражение.

Подумайте, как бы вы отнеслись к незнакомцу или к че­ловеку, которого едва знаете, если бы он направился пря­мо к вам и без разрешения и тени сомнения погладил бы вас по голове, потрепал за щечку, ткнул в животик, об­нял, подхватил на руки или засыпал глупыми вопросами? Наверное, даже вам — взрослому цивилизованному чело­веку — было бы трудно подобрать вежливый ответ. Малыш же, чьи познания о мире, манерах и вежливости людей ограниченны, сдержанно отреагировать на такое «нападе­ние» тем более не сможет.

Волшебного лекарства от подозрительности к незнаком­цам не существует, но это чувство постепенно исчезает само: у одних детей раньше, у других — позже. Поскольку невозможно — и не рекомендуется — полностью оградить на это время ребенка от общения с чужими людьми, попробуйте воспользоваться следующими приемами, может быть, они вам помогут.

Как помочь ребенку не бояться чужих людей

Не позволяйте чужим людям обнимать ребенка. По­старайтесь вмешаться прежде, чем незнакомец сделает движение по направлению к малышке. Девочка, подоб­но подозрительному животному, не будет так пугаться, если приближаться к ней постепенно, дав время освоить­ся. Не говорите, что ребенок «стесняется» или «боится» (это только усилит настороженность малышки), но объяс­ните человеку, что вашей девочке не нравится, когда к ней кидаются.

Поддержите. Если малышке хочется оказаться на руках, пока рядом кто-то чужой, поднимите ее и держите до тех пор, пока ей не захочется спуститься. А до этого момента поддержите ее и выразите ей свое безусловное понимание (без унизительных комментариев типа «Ты ведешь себя, как маленькая» или «Вот глупышка»).

Чаще бывайте среди людей. Малышка освоится быст­рее, если она регулярно будет встречать знакомых и чужих людей. Поэтому берите ее с собой в магазин, на по­чту, в музей, в зоопарк, на игровую площадку. Только не заставляйте ребенка непременно общаться с людьми. Пусть ведет себя как хочет. Пока достижением является просто пребывание в обществе чужих людей.

Не заставляйте. Родители часто больше заботятся о чувствах отвергнутого незнакомца, чем о чувствах соб­ственного ребенка, особенно если этот незнакомец — близ­кий друг или родственник. Поэтому они начинают подталкивать упирающегося малыша к незнакомцу. В результа­те — слезы и/или истерика. Парадоксально, но маленький ребенок почувствует себя в большей безопасности и скорее захочет принять заигрывания с незнакомцем, если вы с пониманием отнесетесь к его тревоге и не будете за­ставлять преодолеть ее. Что же касается чувств чужого человека, вы можете сказать, что ему не стоит принимать та­кое поведение малыша на свой счет, что в этом возрасте дети признают только родителей.

 Не всякий малыш с подозрением относится к незнаком­цам. Общительные дети, а также дети, которые с младен­чества видят много разных людей, с удовольствием прини­мают любого нового человека. Они делают это настолько охотно, что родители начинают опасаться за их безопас­ность.

Поскольку у ребенка в этом возрасте чувство потенциаль­ной опасности очень ограничено, ваш долг защитить его. Когда вы гуляете, ни на минуту не упускайте малыша из виду.

Ждать, что малыш станет относиться к незнакомцам с разумной осторожностью, пока еще рано, однако пора начинать закладывать фундамент безопасного поведения на будущее.

Если ребенок направляется к улыбающему­ся чужому человеку, даже не взглянув на вас, скажите: «Преж­де чём здороваться с кем-нибудь, нужно спросить разре­шения у мамы или у папы». Сразу он это не усвоит, одна­ко при достаточно частых повторениях запомнит. До тех пор не отпускайте малыша от себя. Пока вы рядом, его общительность беды не принесет.

Одно предостережение: не внушайте ребенку, что все чужие люди всегда опасны. Не говорите, что «чужой дядя плохой» или «он тебя украдет». Повторяйте малышу, что он всегда должен спросить у вас разрешения, прежде чем подходить к незнакомому человеку, разговаривать с ним или брать у него что-нибудь. Ваша цель: ребенок должен стать осторожным, но не пугливым.

Источник: https://mamsik.net/razvitie/215-rebenok-boitsya-chuzhikh-lyudej.html

Ссылка на основную публикацию