Какое воспитание в Японии?

Благодаря информационным технологиям современный мир стал гораздо доступнее. Да и путешествовать мы стали больше. Культура и традиции различных стран перестали быть загадкой.

Что-то нас удивляет, что-то категорически не подходит к нашему менталитету, что-то мы с удовольствием перенимаем, в том числе и методики воспитания детей. Одна из самых самобытных и непохожих на нас стран – Япония. Многие обычаи и традиции, обыденные для японца, непривычны для нас, в том числе, и воспитание по-японски.

Дети Страны восходящего солнца

Воспитание детей в Японии до 5 лет: как воспитывают в японской семье (методика)?

Японское общество отличается верностью традициям. Сказывается влияние современного образа жизни и западной культуры, но оно достаточно поверхностно. Традиционной остается и японская система воспитания детей, называемая «икудзи».

Ее философия во многом непривычна и даже парадоксальна для нас и вряд ли применима в нашем обществе.

Три возрастные ступени

Японские дети по мере взросления проходят три этапа, отличающихся уровнем требований к ним со стороны взрослых

Небожитель

До 5 лет ребенку можно все. Его балуют, потакают капризам, не наказывают, даже не повышают голос. Порой он обращается с родителями, как с прислугой.

В другом обществе такой метод воспитания превратит чадо в диктатора. Но в Японии традиционно сильны родительский авторитет и чувство принадлежности к семье.

Японец не мыслит себя вне коллектива, семейного клана, общества. И дети с младенчества постигают ценность семьи.

С ребенком много разговаривают, учат считаться с чужими чувствами. Если он не послушался маминого предостережения и упал, сломал игрушку, испачкался или еще как-то пострадал, японская мама не скажет «Сам виноват!». Она попросит у ребенка прощения и объяснит ему, как ей больно от того, что он ее не послушал.

Согласно традициям японской семьи, большую часть времени ребенок проводит с мамой. Роль отца в воспитании сводится к общению на выходных.

Раб

Вот уж поистине – с небес на землю. В 6 лет ребенок идет в школу. Вседозволенность сменяется набором жестких ограничений.

Характерной чертой японского менталитета является отношение к человеку не как к индивидуальности, а как части коллектива. Это сложилось исторически, из-за тяжелых условий, выжить в которых можно было только сообща.

Несмотря на изменившуюся жизнь, чувство коллективизма остается обязательным условием японского общества. Японское воспитание приучает детей подчинять свои интересы интересам группы.

Ежегодно состав параллельных классов перемешивается, заставляя учеников привыкать к новому коллективу. В учебном процессе практикуется выполнение заданий группами, где ученик отвечает не только за себя, но и за товарищей.

Социальное равенство, дисциплина, сдержанность, четко прописанные правила поведения – основные черты японской школы. Нарушить правила – значит противопоставить себя коллективу и стать изгоем. 10 лет школьного обучения формируют групповое сознание будущего гражданина.

Японская школа делится на три ступени – начальную, среднюю и старшую. Две первых ступени бесплатны. Обучение в старшей школе платное, его проходят только те, кто намерен получать высшее образование

Равный

В 15 лет детство остается позади, ребенок становится членом общества, с соответствующими требованиями.

Подростки могут бунтовать, но в рамках, и в свободное от занятий и семьи время. Уважение к семье и всему обществу не позволит им нарушить общепринятые правила.

Дошкольное образование

Воспитание детей в Японии до 5 лет: как воспитывают в японской семье (методика)?

Детские сады в Японии дети посещают по желанию родителей. Современные японские мамы все чаще отказываются прерывать карьеру на 5 лет, и отдают ребенка в детсад.

Дошкольное образование в Японии мало внимания уделяет школьным предметам.

Главным является воспитание хороших манер, уважения к старшим  и других важных для японцев вещей. С малышами играют, гуляют, занимаются спортом и музыкой.

Проблемы японской школы

«Угроза отчуждения» – самая серьезная проблема для японского ребенка. Быть не как все, противопоставить себя коллективу, недопустимо. Это в традициях японского общества. И раньше, когда Страна восходящего солнца жила обособленно, это себя оправдывало.

Но жизнь меняется. Уже нет необходимости коллективного выживания. Япония открыта миру, и культура Запада с ее свободой и уважением к индивидуальности неизбежно оказывает свое влияние. И система «икудзи» уже не кажется безупречной.

Все чаще при обсуждении того, как воспитывают детей в Японии, поднимается вопрос об «идзимэ». Это явление, типичное для современной японской школы. Дети с нестандартным мышлением, осмеливающиеся иметь свою точку зрения, подвергаются жестокой травле со стороны сверстников.

А ведь это зачастую одаренные дети, превосходящие своих ровесников по талантам, широте и неординарности взглядов, силе характера. Возможно, именно они станут интеллектуальной элитой страны.

В японском обществе уже обсуждается эта проблема, но практических шагов по корректировке системы воспитания пока не предпринято.

Японские методики воспитания детей

Японские педагоги внесли свой вклад в копилку всемирной педагогической науки. Широкую известность получила методика раннего развития Масару Ибуки, разработавшего систему обучения детей до трех лет.

Особой популярностью в наше время пользуется метод другого японского учителя, Тору Кумона.

Методика Кумон (Kumon)

Эта система была разработана еще в 1954 .г, и совершенствуется до сих пор.

На сегодняшний день ее применяют около 50 стран мира. В нашей стране первые пособия были выпущены в 2013 г.

История создания

Свое название система получила по имени автора, учителя математики Тору Кумона. Он разработал ее для маленького сына, которому не давалась математика. Тренируясь по 20-30 минут ежедневно, отстающий ученик за несколько месяцев обогнал отличников.

Родители одноклассников попросили позаниматься с их детьми. В 1956 г. открылся первый обучающий центр, в 1958 г. Кумон основал «Институт изучения обучения». Сегодня в мире открыто более 20 тысяч центров, но методику можно успешно применять и в домашних условиях.

Особенности методики

Упражнения, разработанные Кумоном, построены на тренировке тех центров мозга, которые отвечают за математические способности. Занятия должны быть ежедневными и кратковременными – 20-30 мин. Задания повторяются до полного усвоения, постепенно  они усложняются.

Сегодня по подобному принципу разработаны задания для обучения не только математике, но и чтению, письму, языкам, для детей от дошкольного до старшего школьного возраста.

Система не предполагает каких-либо стандартов и временных рамок. Каждый ребенок занимается по индивидуальной программе, без чрезмерных нагрузок и усилий.

Все упражнения сгруппированы в специальных тетрадях, по которым и проходит обучение. Их удобно брать с собой в гости или в поездки.

Рабочие тетради Кумон

Это яркие красочные учебные пособия, которые выпускаются в нескольких возрастных сериях. Они предназначены для разного возраста и развития разных навыков.

Их структура:

  1. Обложка с указанием названия, возраста ребенка, кратким описанием развиваемых навыков.
  2. Предисловие для родителей с краткой характеристикой пособия.
  3. Пронумерованные упражнения с названием, заданием для ребенка и инструкцией для родителей.
  4. Наградной сертификат за прохождение тетради.

В среднем тетрадь рассчитана на несколько недель ежедневных занятий с постепенным их усложнением. Тематика разнообразна, например:

  • «Давай рисовать»;
  • «Простые лабиринты»;
  • «Развивающие наклейки»;
  • «Учимся вырезать»;
  • «Игры с числами».

Можно купить качественные тетради издательства «Манн, Иванов и Фербер», а можно скачать и распечатать бесплатно. Но второй вариант подходит не для всех типов заданий.

Принципы методики

Воспитание детей в Японии до 5 лет: как воспитывают в японской семье (методика)?

Основатель методики так формулировал основные принципы обучения:

  1. Ребенок не должен уставать. Время занятий подбирается так, чтобы не перегрузить ребенка. Для дошкольника первые занятия могут длиться 10 мин. Пусть он выполнит только 1-2 задания, это уже результат.
  2. Ребенку не должно быть скучно. Все задания для малышей – игровые. Нужно раскрасить рисунок, соединить точки линией, пройти лабиринт, вырезать, склеить – занятия становятся веселой игрой.
  3. Пошаговое усложнение. Сначала даются самые простые задания, и к следующему, более сложному, этапу переходят только после полного усвоения предыдущего. Например, сначала учимся рисовать простые линии, затем элементы букв, и только потом – сами буквы.
  4. Хвалите за каждое достижение, даже маленькое. Традиционное для японского воспитания поощрение детей является одним из основных принципов метода Кумона. Отмечайте все успехи, это вдохновит малыша на дальнейшие старания. Именно для этого в конце каждой тетради вставлен специальный наградной сертификат.
  5. Поощряйте самостоятельность. Даже если ребенок криво вклеивает или косо вырезает, не вмешивайтесь, пока он сам не попросит помощи. Если он допустил ошибку, не спешите поправлять. Пусть он закончит выполнять задание, и тогда предложите ему самому сначала найти ошибку, а затем исправить. Помощь родителей должна быть минимальной.

Заключение

Воспитание детей в Японии подчинено традициям, которые вырабатывались веками. В нашем обществе эта система неприменима из-за существенной разницы культур. Но разработки японских педагогов могут принести пользу и нашим малышам. Это доказывает возрастающая популярность методики Кумона.

Уважаемые мамы и папы, а у вас есть опыт использования этого метода? Какого вы мнения о его результативности? Мы ждем ваших комментариев на эту тему.

Источник: https://its-kids.ru/vospitanie-po-yaponski.html

Особенности воспитания детей в Японии

Мы уже рассказывали, чему стоит поучиться у японцев. Однако искусство заимствования, упорство и уважение личного пространства — это далеко не все особенности национального характера, которые можно перенять у этого удивительного народа.

Не менее интересен подход жителей Страны восходящего солнца к воспитанию детей. Именуется он «икудзи». И это не просто совокупность педагогических методов. Это целая философия, направленная на образование и обучение новых поколений.

Мать и дитя — едины

Пот, боль, слёзы… И вот на свет появляется «дитя Солнца». Первый крик. Врач аккуратно обрезает пуповину. Её маленький кусочек позже высушат и положат в коробочку с золочёнными буквами — именем матери и датой рождения ребёнка. Пупочный канатик как символ отныне незримой, но прочной и нерушимой связи мамы и её чада.

Матерей в Японии называют «амаэ». Сложно перевести и понять глубинный смысл этого слова. Но производный от него глагол «амаэру» означает «баловать», «покровительствовать».

Читайте также:  Можно ли ребенка отучить спать с мамой?

Испокон веков воспитание детей в японской семье — обязанность женщины. Конечно, к XXI веку нравы сильно изменились. Если раньше представительницы слабого пола занимались исключительно домашним хозяйством, то современные японки учатся, работают, путешествуют.

Тем не менее, если женщина решается на материнство, она должна полностью посвятить себя этому. Не приветствуется выходить на работу, пока ребёнку не исполнится три года. Негоже оставлять малыша на попечении бабушки и дедушки. Главная обязанность женщины — быть матерью, а перекладывать свои обязательства на других в Японии не принято.

Более того, до года мать и дитя — практически единое целое. Куда бы ни направлялась японка, чем бы ни занималась, малютка всегда рядом — у груди или за спиной. Бэби-слинги появились в стране задолго до распространения на Западе, а креативные японские дизайнеры всячески совершенствуют их, разрабатывая специальную верхнюю одежду с кармашками для детей.

Амаэ — тень своего чада. Постоянный физический и духовный контакт создаёт незыблемый материнский авторитет. Для японца нет ничего хуже, чем огорчить или обидеть свою мать.

Ребёнок — бог

Воспитание детей в Японии до 5 лет: как воспитывают в японской семье (методика)?

До пяти лет, согласно принципам икудзи, ребёнок — это небожитель. Ему ничего не запрещают, на него не кричат, его не наказывают. Для него не существует слов «нельзя», «плохо», «опасно». Малыш свободен в своей познавательной деятельности.

С точки зрения европейских и американских родителей — это баловство, потакание капризам, полное отсутствие контроля. На самом деле, родительская власть в Японии гораздо сильнее, чем на Западе. А всё потому, что в её основе лежат личный пример и обращение к чувствам.

В 1994 году было проведено исследование разницы в подходах к обучению и воспитанию в Японии и в Америке. Учёный Азума Хироши просил представительниц обеих культур собирать вместе со своим ребёнком конструктор-пирамидку.

В результате наблюдения было выявлено, что японки сначала показывали, как выстроить конструкцию, а затем позволяли ребёнку повторить это. Если он ошибался, женщина начинала всё заново. Американки шли другим путём.

Прежде чем начать строить, они подробно объясняли малышу алгоритм действий и только потом, вместе с ним (!), строили.

Основываясь на замеченной разнице в педагогических методиках, Азума определил «вразумляющий» тип родительствования. Японцы вразумляют своих детей не словами, а собственными поступками.

При этом ребёнка с самого раннего возраста учат быть внимательным к чувствам — своим, окружающих людей и даже предметов. Маленького проказника не отгоняют от горячей чашки, но если он обжёгся, амаэ просит у него прощения. Не забыв упомянуть, какую боль причинил ей опрометчивый поступок чада.

Другой пример: разбаловавшийся малыш ломает любимую машинку. Что сделает американка или европейка в этом случае? Скорее всего, отберёт игрушку и прочитает нотацию о том, как много она трудилась, чтобы купить её. Японка не предпримет ничего. Лишь скажет: «Ты делаешь ей больно».

Таким образом, до пяти лет детям в Японии формально можно всё. Тем самым, в их сознании формируется образ «я хороший», что позже превращается в «я воспитанный и любящий своих родителей».

Ребёнок — раб

Воспитание детей в Японии до 5 лет: как воспитывают в японской семье (методика)?

В пятилетнем возрасте ребёнок сталкивается с «суровой действительностью»: он попадает под жёсткие правила и ограничения, которые нельзя не соблюдать.

Дело в том, что испокон веков японский народ склонен к понятию общинности. Природно-климатические и экономические условия заставляли людей жить и работать рука об руку.

Только взаимовыручка и самозабвенное служение общему делу обеспечивали урожай риса, а значит, сытую жизнь. Этим объясняются и сильно развитое сюдан исики (групповое сознание), и система иэ (патриархальный семейный уклад).

Общественные интересы — превыше всего. Человек — винтик в сложном механизме. Если ты не нашёл своё место среди людей, ты изгой.

Именно поэтому подросших детей учат быть частью группы: «Если будешь так себя вести, над тобой будут смеяться». Для японца нет ничего страшнее социальной отчуждённости, и дети быстро привыкают жертвовать индивидуальными эгоистическими мотивами.

Воспитатель (а они, кстати, постоянно меняются) в детском саду или специальной подготовительной школе выполняет роль не учителя, а координатора. В арсенале его педагогических методов есть, к примеру, делегирование полномочий по надзору за поведением.

Давая задания подопечным, воспитатель разбивает их на группы, объясняя, что необходимо не только хорошо выполнить свою часть, но и проследить за товарищами. Излюбленные занятия японских малышей — командные спортивные игры, эстафеты, хоровое пение.

Следовать «законам стаи» помогает также привязанность к матери. Ведь если нарушать общепринятые нормы, амаэ сильно расстроится. Это позор не на своём, а на её имени.

Итак, следующие 10 лет жизни ребёнок учится быть частью микрогрупп, слаженно работать в коллективе. Так формируется его групповое сознание и социальная ответственность.

Ребёнок — равный

К 15 годам ребёнок считается практически сформировавшейся личностью. Дальше следует недолгий этап бунтарства и самоидентификации, которые, впрочем, редко подрывают основы, заложенные в предыдущие два периода.

Икудзи — необычная и даже парадоксальная система воспитания. По крайней мере, в нашем, европейском понимании. Однако она проверена веками и помогает выращивать дисциплинированных, законопослушных граждан своей страны.

Считаете ли вы такой подход приемлемым для отечественной действительности? Возможно, пробовали какие-то принципы икудзи в воспитании собственных детей? Расскажите о вашем опыте.

Источник: https://Lifehacker.ru/osobennosti-vospitaniya-detejj-v-yaponii/

Воспитание детей в Японии до 5 лет: как воспитывают в японской семье (методика)?

Воспитание детей в Японии в корне отличается от методик, используемых в нашей стране. У японцев никогда не услышишь фраз, привычных для российских игровых площадок: «ты нехорошая девочка», «сейчас тебя отшлепаю» и подобных. В ситуациях, когда японский мальчик или девочка будут драться с мамой, изображать каракули на стенах общественных мест, заслуженного наказания не будет.

Особенности воспитания младшего поколения в Японии

Японское общество живет, основываясь на многолетних традициях, которые прививаются с рождения. В современном социуме просматривается влияние западной культуры, но оно не затрагивает глубинных структур общества и выражается лишь в стремлении к модным европейским и американским тенденциям. Воспитание малышей проходит «по старинке», то есть так, как было заложено много лет назад.

Разделение по гендерному признаку – характерная черта японской методики воспитания. Подход к девочкам и мальчикам разный, а в полных семьях редко ограничиваются одним ребенком (обычно два и более).

Понятия «брат» и «сестра» в японской семье заменяют на «старший (младший) брат», «старшая (младшая) сестра».

Таким образом с детства закладывается уважение к вышестоящей по возрасту и семейному статусу персоне.

Мальчикам запрещен доступ на кухню, участие в хозяйственных делах. Сын – надежная опора семьи, мужчина, способный ее прокормить и защитить, преодолеть возможные трудности.

В школьные годы нагрузка у мальчиков выше. После уроков они остаются на дополнительные занятия в клубах (наподобие российских кружков). Девочки ходят с подругами в развлекательные парки, болтают о своем, девичьем.

К мальчикам у японцев высокие требования — ребенок должен много учиться, посещать кружки и дополнительные занятия

Ступени японского воспитания

Методы воспитания в стране восходящего солнца едины для всех районов – от мегаполисов до скромных провинций (см. также: проводим грамотное воспитание ребенка до года). Однако в государствах с иным менталитетом и традициями они нуждаются в корректировке с учетом привычных устоев. Воспитание по-японски включает такие этапы:

  • возраст 0-5 лет, дитя считают «императором»;
  • возраст 6-15 лет, ребенка называют «рабом»;
  • возраст 16 и старше, когда ребенок становится «равным».

Нежный возраст ребенка-«императора»: дозволено практически все

До 5 лет японский малыш не знает никаких запретов. Родители могут только предостерегать его фразами: «здесь грязно», «этот предмет опасен» и другими. Мир для ребенка практически не имеет границ (в разумных пределах), однако когда он обжегся или упал, всю вину за случившееся мама берет на себя. Большую часть времени он проводит с ней, пока не наступает время поступать в сад или школу.

Роль отца в «императорском» возрасте не так велика. Он появляется на выходных, посещая с чадом парки аттракционов или развлекательные комплексы. На младшее поколение не принято повышать голос, читать нравоучения, «учить» уму-разуму, наказывать телесно.

На отцов маленьких детей в основном возлагаются вопросы досуга

Принцип «не ругать до 5 лет» иногда работает против мам и бабушек, которые воспитывают маленьких диктаторов, обращающихся с родителями, как с прислугой.

Когда малыш делает что-то очень плохое, его не отругают, не поставят в угол. Единственная реакция взрослых – слова о том, что это «нехорошо», «действительно опасно» и так далее.

Усмирить пыл малыша позволяет «угроза отчуждения», которая оказывает эффективное действие на детей.

«Угроза отчуждения» по японским традициям

Традиционно японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Так сложилось годами, ведь сообща легче выживать в не всегда простых условиях. Одиночество тяжело переносится как взрослыми, так и детьми. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение от семьи, клана, противопоставление действий ребенка принципам, принятым в коллективе.

Общественного порицания в стране нет. Ребенок волен вести себя на людях как угодно, за что не получит выговор от посторонних. Однако маленького хулигана успокоить довольно легко.

Для этого маме стоит лишь сказать ему: «Будешь продолжать в том же духе, над тобой все будут смеяться». Этого достаточно, чтобы малыш задумался о своем поведении и повел себя, как принято.

Несмотря на мнимую вседозволенность, родитель является авторитетом для ребенка и всегда может повлиять на малыша

Почему ребенка 6-15 лет называют в Японии «рабом»?

С 6 лет в жизни японской детворы все кардинально меняется. Ребята идут в школу и на первое место выходит дисциплина, жестко регламентируется внешний вид и поведение.

Читайте также:  Как научить писать ребенка левшу?

Начальная и средняя школа в Японии бесплатны, учебный год стартует в апреле. Существует строгое деление на младшую, среднюю и старшую школу.

Последнюю оканчивают те, кто планирует поступать в ВУЗ, обучение здесь ведется за деньги.

Ежегодно учащиеся одной параллели распределяются по классам случайным образом. Получается, что ученик попадает в новый коллектив, где половина сверстников не знакомы или плохо знакомы. Подобная перетасовка развивает чувство коллективизма, согласно которому ученик должен находить общий язык со всеми ровесниками.

Школа в Японии — место, где соблюдается дисциплина, царит сдержанная атмосфера. Дети ходят в форме, регламентируемой учебным заведением (зимний и летний варианты шьют на заказ).

По окончании уроков уборка школьной территории и школы ложится на плечи учеников, поскольку уборщиков здесь нет. Принцип, регламентируемый начальной и средней школой – социальное равенство.

«Будь как все!» — этому учит система японских школьников.

После 6 лет на первое место у ребенка выходит школа — к ней относятся очень серьезно

«Равный» — долгожданный этап взросления

К ребенку, перешагнувшему подростковый рубеж, начинают относиться, как к взрослому. С 15 лет юноши и девушки четко осознают ответственность перед семьей и государством за свои поступки, строго соблюдают правила, установленные в обществе.

На публике и в общественных местах они следуют положенным традициям, однако в свободное время ведут себя, как хочется.

Они носят любимую одежду (нередко, в европейском стиле) или противопоставляют себя западному обществу, закаляют тело и дух, подобно самураям.

Роль матери

Главная задача японской женщины – хранить очаг и быть хорошей матерью, причем материнство всегда ставится на первое место. Эта особенность заметна по тому, что во время приветствия японки говорят друг другу: «Здравствуйте мама Акио (или другое имя), как Ваши дела?». Японские дети ласково называют мать «амаэ», выражая глубокую зависимость от самого важного человека.

Развитие детей в японских семьях практически полностью возложено на мам. Отец принимает лишь частичное участие, особенно в «императорском» возрасте ребенка. Мамы же справляются со своей ролью, опираясь на столетние традиции. Плачущие дети здесь исключительная редкость, ведь «амаэ» старается сделать все, чтобы у малыша невозникло причин для недовольства.

В первый год мама носит кроху за спиной или у груди, для чего существуют специальные куртки с отделением для младенцев. Принято, чтобы младшие дети спали ночью в одной кровати с ней.

Считается, что власть матери над детьми приводит к отчуждению, ее запрещено демонстрировать. Воля и желания ребенка выше всего.

Если мама недовольна выбором или поступкам ребенка, она не говорит об этом прямо, но дает понять косвенно.

Маленькие японцы настолько боготворят мать, что в случае ее недовольства каким-то проступком чувствуют раскаяние и вину. Во время конфликта мать не отталкивает малыша, остается с ним рядом. Покровительство («амаэру») помогает наладить эмоциональный контакт. Однажды провинившись и увидев материнскую реакцию, малыш вряд ли захочет повторять свой проступок вновь.

Методики раннего развития

Страна восходящего солнца не осталась в стороне от популяризованных методик раннего детского развития.

Толчком к этому явилась книга «После трех уже поздно», написанная основателем транснациональной корпорации Sony, педагогом Масару Ибуки.

Главная мысль автора заключена в том, что основы личности закладываются до 3-х летнего возраста, когда сильна детская обучаемость, отзывчивость и восприимчивость. Методика воспитания Ибуки ставит такие цели:

  • предоставить малышу до 3 лет условия, в которых он сможет «раскрыться»;
  • стимулировать интерес ребенка к познанию нового;
  • заложить основы характера;
  • раскрыть творческий потенциал.

Японская методика раннего развития предлагает активно обучать ребенка различным умениям до наступления 3 летЧИТАЕМ ТАКЖЕ: методики раннего развития детей

Детские сады в Японии

Японцам не обязательно водить детей в садик, однако часть современных мам стремится совмещать семью и работу, поэтому не видит иного выхода для своих чад. Существуют бесплатные и платные дошкольные учреждения.

В государственный сад (режим работы с 8 до 18) попасть непросто. Существуют очереди, и родители должны привести веские основания, чтобы ребенок мог их посещать. Частные сады работают с 9 до 14 (15) часов.

Дети там обедают, но не спят.

Обстановка в садах скромная. Для каждой группы из 6-8 человек предоставлена отдельная комната. Она является игровой зоной и спальней: в нужное время дети достают матрасики и укладываются на полу. Здесь же малыши кушают. В меню присутствует рис, белковые и молочные продукты, тщательно рассчитывается калорийность.

Образованию в садах не уделяется достаточно времени. Детей учат более важным в жизни японца вещам: манерам, умению выражать почтение, правилам вежливости, национальным ритуалам. Многие вещи, которые требуются в муниципальных садах, родители дают детям с собой, подписывая маркером. Среди них:

  • упакованная коробочка для бэнто с рисом (есть сады, где питание полностью на плечах родителей, есть смешанное питание – часть готовят родители, часть предлагает сад);
  • полотенце для рук;
  • матрасик футон и постельное белье (забирают на выходные для стирки);
  • пижаму;
  • купальные принадлежности (летом, если планируются морские процедуры);
  • дневник посещения и записная книжка для связи с родителями.

Различия в схеме работы детских садов в Японии зависят от плотности населения, местности и иных факторов. Группы делятся по возрасту, но гуляют малыши вместе, не обижая друг друга.

Выбирая дошкольное учреждение для ребенка, мамы смотрят не только на режим работы, но и на расположение, требования и педагогический коллектив.

При сравнении японских и российских садов получается, что в первых больше обучения, а во вторых – свободы.

Как относятся в Японии к здоровью детей?

Отношение страны долгожителей к детскому здоровью кажется неприемлемым человеку, воспитанному в традициях западной культуры. Носки здесь одевают в крайнем случае.

Принято бегать и ходить босиком по полу в школе, дома, детском саду даже в зимнее время. По улицам часто дети ходят в обуви на босу ногу, несмотря на то что столбик термометра не поднимается выше 5 градусов тепла.

В Японии деток почти не кутают — здесь практикуется расслабленное отношение к одежде

Температура (даже жар) не считается признаком болезни. Доктора обычно ставят диагноз «простуда», даже не утруждая направить на анализы. Лечат преимущественно антибиотиками, что приводит во взрослом возрасте к аллергиям, атопическому дерматиту. Прививки родители делают без разговоров, даже такие, которые сомнительны для здоровья.

Кариес зубов – проблема современных японских малышей. Дело заключается в недостаточной гигиене ротовой полости и низком содержанием фтора в воде. Перекусы, во время которых детям предлагают сладости, здесь норма. Почистить зубы возможно не всегда, отсюда ранний кариес и сопутствующие заболевания ротовой полости.

Негативная сторона воспитания

Главная задача педагогики страны восходящего солнца – воспитание человека, который умеет плодотворно трудиться в коллективе. Выжить в одиночку невозможно, поэтому чувство коллективизма обоснованно.

В современном обществе все больше ценится индивидуальность, но если кто-то из детей высказывает противоречивую общему мнению точку зрения, он становится объектом насмешек, порицания, физического воздействия.

Подобное явление («идзимэ») — не редкость для японских школ. Нестандартного ученика сверстники не оставляют в покое, избивают, травят. Видя обратную сторону признанной методики воспитания, японцы все чаще говорят о необходимости выделять одаренных детей, не равнять всех под один стандарт. Однако в настоящий момент проблему никто не решает.

Времена меняются, но традиции остаются прежними

Под влиянием западных тенденций женщины в Японии все чаще стремятся совмещать работу и семью.

Выйти на работу через год после родов считается нормой, даже если мужчина полностью обеспечивает семью.

Контроль за детьми снижается, но ориентир на коллектив в воспитании и образовании по-прежнему на первом месте. Так же, как и чуткое отношение к проблемам детей, ответственность за младшее поколение.

Секреты успешного развития японских малышей – сотрудничество, а не индивидуализм, полное погружение мамы в процесс, принятие чада таким, какой он есть (все малыши желанны), умение ребят учитывать свои ошибки.

Как бы мир ни относится к гендерному разделению, «угрозе отчуждения», модель воспитания страны восходящего солнца дает хороший результат.

Здесь умеют найти время на работу, обучение и отдых, гармонично развивают молодое поколение.

Фильм-аниме «Мой сосед Тоторо» (1988 год) от известного мультипликатора Хаяо Миядзаки позволит получить представление об укладе жизни в японской семье, родительской мудрости и любви. Впервые его продемонстрировали российской публике в 1993 году.

Источник: https://VseProRebenka.ru/vospitanie/semejnoe/vospitanie-detej-v-yaponii.html

Воспитание детей в японии

Современные родители при воспитании ребенка ориентируется на зарубежные модели воспитания. Все чаще педагоги пользуются азиатской методикой при воспитании подрастающего поколения. Такая система называется “икудзи”. Свое именование она получила с давних времен, когда еще жили общинами.

Во главу угла японцы поставили умение общаться и сотрудничать между собой. Чрезмерный индивидуализм личности трактовался, как непослушание. Данный подход не идентичен с западным и американским типом воспитания. Их система воспитания нацелена на развитие индивидуальности.

Воспитанием деток в японской семье занимаются мамы. Как правило, они оставляют работу, и все свободное время посвящают семейным делам. В первый год жизни малыш не разлучен с мамой. Он является ее частью.

Ее задача состоит не в образовании с помощью силы, а научить, как правильно, а как нет на собственном примере. Такой метод способствует выработке привычки к постижению новых знаний. При этом нравоучительные беседы практически не ведутся.

Если ставится целью чему-то научить, то действие будет повторено несколько раз, пока ребенок его не усвоит.

Силовые методы воздействия на ребятишек используются крайне редко. Начиная с дошкольного учреждения, деток приучают к самодисциплине своих эмоций и чувств. Выполнение определенных задач ребятишками выполняется в небольших группах. Такой подход позволяет им контролировать действия других деток.

Читайте также:  Советы о том, как воспитывать близнецов

В стране Восходящего Солнца все обучение строится на программе “хороший ребенок”. Ее целью является выработка привычки исполнять пожелания мамы по первому требованию. Отказ причисляется к неприемлемому поведению.

Работают ясли, но большинство родителей воспитывают своих чад дома. Женщину, которая выбирает карьеру, а ребенка отводит в детский сад, могут назвать эгоисткой.

Работодатели не делают женщинам никаких поблажек, поэтому им приходится оставлять свое рабочее место и вести домашнее хозяйство.

Общественная мораль диктует свои правила, если невозможно оставаться на работе сверхурочно, значит необходимо ее бросить. Это связано с тем, что уйти с работы, когда просит начальник неприлично.

Роль добытчика в семье лежит на муже. Задачей хорошей жены является встретить его с работы вкусным ужином. Подбодрить его после работы, чтобы он смог отвлечься от повседневных проблем.

В чем выражаются ожидание родителей от детей

Японскому обществу присуще групповое сознание. В этом аспекте японские мамы не ожидают от своих чад яркого вербального самовыражения. Они огромное значение придают обучению сдержанности и хорошим манерам.

Для родителей чрезвычайно важно научить своего ребенка жить в коллективе. От него требуется тактично и с пониманием относиться к окружающим людям. Вся система воспитания построена на взывании к чувствам малыша. Мама не накажет ребенка за плохой поступок. Она наоборот доступно, приводя веские аргументы, объяснит, почему так делать не правильно.

Секреты воспитательного процесса

Основным секретом воспитания деток являются то, что для родителей все они являются желанными. Если семья не имеет наследника, то это большое несчастье. Радоваться ребенку начинают уже с момента беременности. Будущим родителям еще до рождения первенца все стараются преподнести подарки.

Увидеть в Японии плачущего на улице ребенка является очень редким явлением. Родители всеми усилиями пытаются оградить его от всяких проблем, создав позитивный настрой.

Раннее развитие ребенка происходит в атмосфере любви и духовного контакта с мамой и папой. Маленькие японцы учатся говорить до того, как научатся ходить. Такая особенность вызвана тем, что мама всегда поблизости.

Она объясняет своему чаду, как устроен этот мир.

Принципы воспитания деток до 5 лет

В Японии воспитание малышей носит гендерный характер. Подход к воспитанию мальчиков и девочек является различным. В обычной семье, как правило, несколько детей. Они учатся уважительно относится к своим старшим сверстникам. Уже в раннем возрасте закладывается уважительное отношение к старшим по возрасту.

Мальчику не разрешается заходить на кухню, помогать по хозяйству. Сын рассматривается, как будущая опора, который должен будет, став мужчиной, обеспечивать и защищать родных.

Исходя из ступеней воспитания в стране Восходящего солнца, возраст до 5-ти лет называют “императорским”. Такое название объясняется вседозволенностью. Если ребенок поступил неправильно, мама всю вину за содеянное, берет на себя.

Дети боготворят маму, поэтому на ее недовольство они реагируют чувством раскаяния и вины. Если произошла конфликтная ситуация мама не отталкивает ребенка. Она все равно находится возле него. Эмоциональный контакт способствует сглаживанию отношений между мамой и ребенком.

В результате ребенок после проступка, почувствовав угрызения совести, больше не пожелает повторять ничего подобного.

В “императорском” возрасте отец не играет первоочередной роли. Он уделяет ребенку время исключительно на выходных. Папа водит своего ребенка в парки аттракционов. Может пойти с ним в развлекательный комплекс. На младшее поколение взрослые не поднимают голос и не наказывают силовыми методами.

Процесс воспитания, базирующийся на принципе “не ругать до 5 лет”, в основном срабатывает против родителей и бабушек. Дети, не знающие никак ограничений, обращаются со своими родителями, как с прислугой.

Взрослые на проступки деток отреагируют словами, что так делать не следует. Кардинальным методом усмирить ребенка может стать угроза отчуждения. Она оказывает куда больший эффект нежели силовые методы.

В чем состоит “угроза от отчуждения” по японским традициям

Традиционно, так сложилось, что общество состоит из групп, а не индивидуумов. Поэтому самой страшной мерой наказания для японцев любого возраста является отлучение от клана или семьи.

Общественное порицание в стране Восходящего солнца не действует. Эффективной мерой поставить малыша на место являются слова родителей, что если не успокоишься, все будут над тобой смеяться. Этой фразы достаточно, чтобы ребенок подумал над своим поведением и стал вести себя, как должно.

Методики раннего развития

Япония, как и все страны, придерживается в вопросах воспитания подрастающего поколения методики раннего развития. По этому вопросу педагог Масару Ибуки выпустила книгу “После трех уже поздно”.

Автор придерживается мысли, что качества личности можно заложить исключительно до трехлетнего возраста. В этом возрасте сильной стороной является детская тяга к новым познаниям.

Детишкам свойственные такие качества, как восприимчивость и отзывчивость.

Методика Ибуки основана на нескольких целях. Детям необходимо создать такие условия, в которых они смогут раскрыть свои таланты и творческий потенциал. Родители должны стимулировать интерес деток познавать новые знания. В этом возрасте требуется заложить основы характера.

Отношение к здоровью деток

В стране Восходящего солнца отношение к здоровью малыша покажется неприемлемым для человека воспитанного в традициях западной культуры. Носки одевают очень редко. В зимний период детишки по школьным коридорам, дома ходят босиком.

По улицам детки также ходят на босую ногу. Мамы грудничков не кутают. На прогулке на ребятишек надевается однослойная одежда. Если дети чихают или кашляют, то родители признаков нездоровья не замечают.

Переохлаждение или простуда фиксируется исключительно, когда у детишек холодный живот. Повышенная температура не относится к симптомам заболевания. Врач диагностирует “простуду”, а сдачу анализов никто не назначает. Лечение сводится к приему антибиотиков.

Они часто становятся причиной аллергических реакций. Иммунизация делается деткам даже сомнительными вакцинами.

Результат воспитания

До пятилетнего возраста ребенок имеет права короля. После с ним обращаются, как со слугой. В 15 лет принимают, как равного.

Принцип японского воспитания гласит — всему свое место и время. В будущем из малыша вырастает хорошо воспитанный человек. Он обучен всем манерам поведения и тактичен к окружающим.

Источник: https://karapuz.fun/kak-vospitat-rebenka/vospitanie/vospitanie-detej-v-yaponii.html

Мифы и реальность «японской методики воспитания»

Если же с просьбой урезонить ребенка Вы обратитесь к его родителям, то услышите в ответ «ребенок воспитывается по японской методике, и до пяти лет ничего запрещать ему нельзя».

Когда вы попробуете навести справки о «японской методике воспитания» ребенка, то узнаете, что основной её принцип кроется в словах «до пяти лет ребенок — царь, после пяти лет — раб, после пятнадцати — равный».

Суть этого высказывания заключается в том, что ребенку до пяти лет противопоказаны любые запреты и ограничения, между пятью и пятнадцатью годами ребенка достаточно строго, вплоть до жестких методов, приучают к дисциплине, а после пятнадцати он считается полностью сформировавшейся личностью и полноценным, равноправным, взрослым человеком.

Утверждается, что при таком подходе к воспитанию ребенок, с одной стороны, сможет полностью реализовать свой творческий потенциал, так как в ключевой для его развития период ограничения, накладываемые взрослыми, не препятствуют детскому развитию; с другой же — вырастет человеком ответственным и дисциплинированным, так как десять лет подряд его будут жестко муштровать.

Что же это за «японская методика воспитания»? Действительно ли она ведет свое происхождение из Японии? Какую пользу она принесет ребенку, и стоит ли эта польза того, чтобы пять лет подряд родители приносили свои интересы в жертву капризам своего малыша?

Как ни странно, сами японцы ни о какой «японской методике воспитания» не знают. Их общество исторически сложилось так, что основной принцип «японской методики» — «до пяти лет — царь, до пятнадцати — раб, после пятнадцати — равный» невозможен.

В стране, которую веками раздирали войны, в стране, большая часть которой является сейсмоопасным районом, в стране, где цунами — не страшная сказка, а периодически случающееся стихийное бедствие, бесконтрольный ребенок обречен на смерть.

Если добавить к этому, что традиционно японские семьи были многодетными, и матери приходилось следить сразу за несколькими детьми, становится очевидно, что дети в японской культуре не могли расти в условиях вседозволенности.

Сомнения вызывает и утверждение, что ребенок после пятнадцатилетия становится «равным». В стране с жесткими патриархальными традициями панибратство и равенство между подростком и старшим поколением невозможно, недопустимо и возмутительно.

К тому же, никаких жестких переходов от одного стиля воспитания к другому в японской культуре нет. С самого раннего возраста и до полного возмужания и родители, и общество воспитывают в ребенке чувство ответственности и дисциплинированность. Делается это иными, чем в европейских культурах, методами, но ни вседозволенности, ни жестокости в воспитании японцы себе не позволяют.

Так откуда же, если не из Японии, появилась «японская методика воспитания»? Как ни странно, зародилась эта система в… России, в шестидесятых годах двадцатого века. На заре своего существования она называлась «кавказская система воспитания». Считалось, что именно так воспитывают будущих джигитов. Правда, срок окончания «рабства» сокращался с 15 до 12-летнего возраста.

В девяностых годах двадцатого века началось активное взаимопроникновение российской и кавказской культур. И «кавказская система воспитания» неожиданно сменила «гражданство», став «японской методикой», но сохранив свои основные принципы.

Что же… происхождение методики, конечно, оказалось мифом. Но название, как известно, на эффективность не влияет. И не важно, в Японии или в горах Кавказа зародилась система воспитания, если она дает хорошие результаты. А вот дает ли? Действительно, каковы на самом деле результаты воспитания ребенка в позиции «царь-раб-равный»?

Источник: https://deti.mail.ru/article/mify_i_realynosty_yaponskoj_metodiki_vospitaniy/

Ссылка на основную публикацию