Какие существуют стили воспитания?

Тема воспитания ребенка остается одной из самых животрепещущих. Правильно ли мы относимся к нашим малышам? Какие люди из них вырастут?

Во многом это зависит от того, как поведут себя родители. Рассмотрим основные стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.

Почему так важно, как мы воспитываем?Стили воспитания в семье и их влияние на развитие личности ребенка (таблица)

Исследования показывают, что от поведенческой линии родителей зависит, как будет чувствовать себя малыш во взрослой жизни. Успеваемость в школе, социальная активность и даже последующая сексуальная жизнь определяются не только генами и средой, но и стилем воспитания.

Благоприятным психологическим климатом считается обстановка, при которой все члены семьи относятся друг к другу с уважением, соблюдают взятые на себя обязательства. Дети в такой семье уважают старших, а старшие всегда готовы защитить младших.

В благополучной семье все вопросы решаются за общим столом сообща. Все члены имеют достаточную самооценку, каждый может развивать свои способности без ущерба для других.

Но далеко не всегда мы можем достичь такого микроклимата в семье. У родителей тоже есть свои страхи, предубеждения, стремления, которые мешают наладить нормальные отношения с детьми. В результате мы получаем некий смешанный тип воспитания, где перекрещиваются разные стили.

Стиль доминирования

Авторитарный, или доминирующий стиль выражает в том, что родители не дают ребенку достаточно тепла и любви, зато в доме царит строгая дисциплина. Родитель в паре ребенок-родитель всегда доминирует.

Семья с авторитарным режимом воспитания больше обращает внимание на традиции, требует послушания, но мало учитывает мнение детей. Слова родителей не обсуждаются: мама и папа всегда правы. Инициатива ребенка не поощряется, зато в доме царят запреты, постоянный контроль, нередки физические наказания за проступки.

Авторитарные папа и мама отнюдь не поощряют инфантильность. Наоборот, они ждут от своих детей повышенной взрослости, но в то же время активность малыша должна быть минимальной.

К чему приводят подобные стили воспитания дошкольников? В результате доминирования папы и мамы подростки вырастают либо вялыми, инфантильными и безынициативными, либо жестокими, бунтарями, но легко поддаются влиянию более сильных и уверенных в себе товарищей.

Мальчики в таких семьях растут с заниженной самооценкой. Они не уравновешены, единственное, что их сдерживает, — это контроль родителей. Когда во взрослом возрасте контроль исчезает, поведение такого ребенка может обратиться против общества.

Есть мнение, что люди в гитлеровской Германии в ту эпоху воспитывались в семьях в духе авторитаризма, поэтому беспрекословное подчинение они восприняли как нечто само собой разумеющееся.

Либеральный

Этот стиль еще называют попустительский. В такой семье царят теплота, дружеская атмосфера, но дисциплина явно страдает. Желания ребенка ставятся во главу угла, мнения родителей учитываются в последнюю очередь.

Либеральный стиль позволяет малышам раскрыть свои творческие способности. Папа и мама заботятся о ребенке и могут сделать его счастливым. Однако беда состоит в том, что либерально настроенные взрослые не ощущают ответственности за малышей и их будущее, поэтому покорно выполняют их просьбы и желания.

Поскольку в семье нет дисциплины, дети предоставлены сами себе, при этом они получают ложное представление о том, что могут контролировать взрослых. Когда подростки становятся взрослыми, они пытаются таким же образом манипулировать другими людьми, правда, у них это мало получается.

Именно этот педагогический метод порождает несчастливых детей. Они вырастают депрессивными, безвольными, в среде таких подростков больше всего случаев насилия, злоупотребления алкоголем, наркотиками.

Отсутствие дисциплины мешает в будущем установить контроль над собой на работе, в социальной сфере. Ребята с трудом контролируют свои желания, не имеют далеко идущих целей. В школе они учатся плохо, потому что родители не интересуются их образованием, не участвуют в дискуссиях.

Авторитетный

Такой стиль еще можно назвать демократический, или направленный на сотрудничество. Для него характерны забота и дружеское внимание в семье, эмоциональная поддержка и любовь взрослых. Но, несмотря на это родители последовательны в своих требованиях, поощряют в малышах инициативу, ответственность, решительность.

Чтобы объяснить детям некоторые правила, которым обязательно нужно следовать, взрослые используют разумные доводы, доказательства. Они не насаждают свою волю, дети могут сами принимать решение, имеют выбор.

В результате в выигрыше остаются обе стороны. Родители возлагают на малышей реальные ожидания, поощряют успехи в учебе, вовлечены в деятельность своих чад, но при этом дети не проявляют агрессивность, имеют высокую самооценку, привыкают сами добиваться целей.

Пожалуй, это один из самых лучших стилей воспитания. Дети, выросшие в таких семьях, — сознательные граждане, творческие люди, устремленные к своей цели.

Хаотичный

Аномальные стили воспитания в семье не блещут последовательностью в требованиях взрослых. Ребенку не предъявляются конкретные требования, между родственниками существуют разногласия по поводу того, как вести себя с крохой.

Поскольку мнения и эмоциональный настрой взрослых постоянно меняется, малыши теряют чувство стабильности. Мама и папа то ругают «на чем свет стоит», то проявляют умилительные ласки. В результате ребенок вырастает тревожным, мало обращает внимания на требования взрослых, у него плохо выражена социальная адаптация.

Гиперопека

Все предыдущие стили воспитания подростков и малышей все же дают хоть порой и малую, но все же самостоятельность крохам. Опекающий стиль полностью «привязывает» взрослого к ребенку.

Как правило, этим «грехом» страдают тревожные мамочки. Им постоянно кажется, что с их малышом произойдет несчастье, поэтому они пытаются оградить его от всех негативных сторон жизни.

Но, по сути, они пытаются жить вместо ребенка, делая все за него и лишая самостоятельности. Каким вырастет такой малыш? Сценариев может быть два: пассивным, эгоистичным или агрессивным, пытающимся вырваться из-под родительской опеки.

Но самое страшное – это передача потомству чувства тревожности. Дети начинают ощущать себя зависимыми, становятся инфантильными.

Определить стиль воспитания в конкретной семье очень сложно. Чаще всего присутствует несколько методов педагогической «работы» взрослых, так что получается смешение методик. А еще сложнее проанализировать как бы со стороны свою ситуацию. А вдруг и вы и есть тот «Гитлер» в юбке или самодовольный либерал?

Лучше всего – это взгляд со стороны. Если ваш малыш ходить в детский сад или школу, расспросите воспитателей и учителей, как он ведет себя, как относится к окружающим. Если пытается сам стать тираном, значит, и вы ведете себя дома так же.

Читайте также:  Инструкция о том, как отучить ребенка от укачивания

Если не слушается, позволяет едкие высказывания в адрес старших, значит, с либерализмом пора заканчивать. Или соседка по парте помогает ему завязать бантик на шапке? Тогда пора учить его самостоятельности и сокращать гиперопеку.

Источник: https://chesnachki.ru/detskaya-psihologiya/stili-vospitaniya-v-seme-i-ih-vliyanie-na-formirovanie-lichnosti-rebenka.html

Как стили воспитания в семье влияют на формирование личности дошкольника

Семейное воспитание наиболее эмоциональное и действенное по сравнению с другими педагогическими воздействиями на ребенка. Как правило, складываются определенные стили воспитания в семье, отражающие отношение родителей к детям. Эти стили влияют на то, как формируется личность ребенка, какими будут его поведение и поступки.

Что подразумевают под стилем семейного воспитания

Большинство родителей проявляют повышенную заботу о своих детях, при этом чрезмерно контролируя их. При этом наблюдается непоследовательность в запретах и разрешениях.

Например, могут ежедневно твердить, что дошкольник должен в 10 часов вечера быть в постели, а в выходной позволять резвиться ребенку до полуночи только потому, что пришли гости.

И все же, понаблюдав за конкретной семьей, можно выделить, какие главные черты преобладают в отношениях родителей и ребенка. Вот эти заметные особенности и составляют стиль родительского воспитания.

Стиль воспитания ребенка в семье – это система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, субъективного мнения о характере и личности ребенка. Все это практикуется родителями по отношению к своим детям.

Родители чаще всего не связывают личностное развитие детей дошкольного возраста, их нравственных качеств со своим отношением к ним. Однако психологи неоднократно доказали, что прослеживается прямая связь между стилем воспитания в семье и формированием личности ребенка.

Классическое разделение родительского отношения к детям

Стили воспитания в семье и их влияние на развитие личности ребенка (таблица)

Все многообразие стилей семейного воспитания можно распределить на три основных:

  • демократический
  • авторитарный
  • попустительский

Демократические отношения отличаются взаимопониманием взрослых и детей. Родители заинтересованно наблюдают за деятельностью ребенка, поощряют его самостоятельность, высоко оценивают способности  малыша и ненавязчиво подсказывают только, если видят реальные затруднения.

Авторитаризм складывается в том случае, если родители навязывают свою волю ребенку и требуют от него безоговорочного следования их советам и указаниям. Они выдерживают дистанцию в отношениях, хвалят и ругают ребенка «по настроению».

Такой стиль формируется как у чрезмерно требовательных родителей, так и при гипертрофированной заботе о своем чаде. Авторитарным родителям не лишне поинтересоваться, как научиться воспитывать без наказаний.

Попустительский стиль характеризуется отсутствием планомерного воспитательного воздействия. Родители удовлетворяют физиологические потребности ребенка, потакают его капризам. Часто встречается задаривание ребенка подарками, «чтобы замолчал, чтобы не приставал с просьбами поиграть с ним».

Существует также тип родителей, которые пекутся исключительно о своем комфортном существовании. Говорить о каком-либо стиле родительского воспитания в подобных случаях не имеет смысла, поскольку папа и мама настолько заняты собой, что видят собственных детей несколько минут в день.

Они перекладывают воспитание на других лиц (бабушек, нянь) и обосновывают свою отгороженную позицию тем, что ребенок должен расти самостоятельным, раскованным, независимым. На деле такое отстранение родителей от воспитания своих детей приводит уже в дошкольном возрасте к формированию черствости и эгоизма, к распущенности и неумению считаться с окружающими.

Современная типизация отношения родителей к дошкольнику

Дети дошкольного возраста особенно чувствительны к приемам воспитания. Нервная система ребенка податлива к любым воздействиям, будь они полезны или, наоборот, вредны.

Поэтому формируется выраженная зависимость между стилем семейного воспитания и развитием личностных особенностей дошкольника.

Современные подходы рассматривают методы и стили родительского отношения более детально. Обязательно выделяют демократический как социально-желательный. Не обходят вниманием и попустительский, чаще называя его либеральным.

Самого пристального внимания удостоился авторитарный стиль, так как наблюдается его вариативность. Родители могут навязывать свою волю, негласно отвергая ребенка. Могут нагружать своего малыша с детства ради настоящих и будущих достижений, что получило название «гиперсоциализация». Также могут игнорировать истинные желания ребенка, делая все за него. В этом случае имеет место гиперопека.

Сотрудничество – демократический стиль отношений

Если взрослые стремятся обеспечить баланс заботы и автономии, опеки и свободы, последовательно и гибко общаясь с детьми, складывается демократический стиль. Можно сказать, что родители общаются со своими маленькими членами семьи уважительно и на равных. Поэтому имеет место сотрудничество.

Признаки и принципы данного стиля отношений:

  1. Выслушивать ребенка, интересоваться его мнением.
  2. Объяснять все из взрослой жизни, применительно к возрасту.
  3. Быть доброжелательным, а не раздражительным.
  4. Уважать стремление к самостоятельности и поощрять познавательную активность.
  5. Быть требовательным, но объяснять причины требований.
  6. Учитывать желания дошкольника, объясняя разницу между «хочу», «можно», «надо».
  7. Выяснять причины поступка прежде, чем применить наказание.
  8. Рассматривать наказание только как уменьшение доли поощрения.
  9. Оказывать доверие дошкольнику и поддерживать его уверенность в своих силах.
  10. Любить ребенка вне зависимости от конкретных ситуаций.

Когда в семье руководствуются перечисленными принципами, дети растут активными, организованными, самостоятельными. Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться важные волевые качества: решительность, настойчивость, целеустремленность.

Авторитарный стиль семейного воспитания

Авторитарные родители всегда уверены в своей правоте и всегда точно представляют, что нужно их ребенку. Эта непоколебимая уверенность базируется на следующих стремлениях родителей:

  • Ребенок должен добиться в жизни большего, чем они сами.
  • Лучше, если есть поводы гордиться своими детьми, чем краснеть за них.
  • Нужно помочь ребенку заблаговременно, потому что он может не справиться с возникшей перед ним проблемой.

 

При авторитарном стиле воспитания главной целью является послушание ребенка и его следование поучениям (указаниям, запретам и пр), заготовленными для несмышленого малыша «умными и опытными» взрослыми.

Чрезмерно строгое воспитание развивает у дошкольников такие черты характера как неуверенность, застенчивость, зависимость.

Бывает и другой эффект. Дети с сильным типом темперамента могут в ответ проявлять агрессивность и возбудимость. Дошкольник, бунтующий против авторитарности, демонстрирует упрямство, строптивость, негативизм (отрицание всего подряд — даже того, что нравится).

Иной разновидностью авторитаризма является чрезмерная опека. Хотя опека предполагает заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие, этот стиль сковывает полноценное развитие ребенка.

Если родители считают своего ребенка таким маленьким и беспомощным, что вместо него нужно собрать игрушки, завязать шнурки, переделать фигурку из пластилина и т. д., то в их глазах дитя выступает «маленьким неудачником».

Но родительская забота не должна быть самоцелью. При таких отношениях у ребенка либо сформируется настоящая беспомощность, либо хитрость и лень, либо протест и агрессивное упрямство.

Таким образом, какие бы родительские мотивы ни лежали в основе авторитарного стиля, подобные отношения только навредят формированию личности ребенка.

Читайте также:  Почему ребенок ворует деньги?

Попустительство в воспитании дошкольника

Попустительская позиция взрослых подразумевает отсутствие последовательного воспитания, системы разумных требований и адекватной поддержки ребенка. В одних случаях родители могут проявлять крайне поверхностное внимание малышу, в других – необоснованно «захвалить до небес». Причем, подобные крайности становятся нормой.

Некоторые родители прикрывают свой либерализм и невнимание к детям рассуждениями о ценности полной свободы для ребенка. Но практика подтверждает ошибочность такой позиции. Дети уже в дошкольном возрасте при таком отношении пап и мам проявляют конфликтность и безответственность, зависть к сверстникам, игнорируют нравственные нормы.

Предпочитаемый стиль родительского воспитания в семье

Только принцип разумного сотрудничества, приучение с ранних лет ребенка к самостоятельности, поддержка его инициативности способствует формированию полноценной личности юного человечка.

Гармоничными являются только те отношения, в которых ребенок признается автономной личностью, имеющей право на свои интересы и предпочтения.

От родителей требуется мастерство создания авторитета для своих детей и их друзей. Главное, авторитет, как разъяснял известный педагог Макаренко А.С., должен быть настоящим. Это значит:

  • авторитет ненавязчивой и ненадоедливой помощи
  • авторитет чуткого наставничества в деятельности дошкольника
  • авторитет внимательного отношения к интересам ребенка.

Сотрудничество родителей и ребенка обязательно должно дополняться безоговорочной любовью.

Только в том случае, когда мама и папа любят своих детей вне зависимости от конкретных поступков и ситуаций, у ребенка формируется доверие к родителям, в частности, и вообще доверие к миру.

А доверительные отношения дают защищенность, укрепляют чувство собственного достоинства ребенка, позволяют проявлять самостоятельность.

Дошкольнику одновременно нужна нежность и забота родителей и разумное ограничение импульсивных желаний. Очень важно, чтобы родители помнили, что их поступки гораздо больше влияют на ребенка, чем то, что они говорят в воспитательных целях.

Демократические отношения позволят ребенку ощущать теплые чувства со стороны родителей, сформируют адекватную самооценку и понимание, что его поддерживают и доверяют, придадут уверенность в своих силах.

Источник: https://alldoshkol.ru/vospitanie/stili-vospitaniya-v-semye

Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

Авторитарный стиль

Подразумевает жесткие методы воспитания: «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Ребенка любят, стремятся дать ему все лучшее – все, кроме ласки и понимания.

Вследствие такого воспитания малыш вырастет пассивным, будет всегда ориентироваться на авторитетных личностей и не сможет проявлять инициативу. В семьях, использующих авторитарный стиль воспитания, любые лидерские проявления подавляются. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.

Либеральный стиль

Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий — родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.

Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм — они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.

У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп.

Индифферентный стиль

Это самый неблагоприятный стиль воспитания, в котором отсутствует и принятие чувств и эмоций ребенка, и контроль. Родители эмоционально холодны к ребенку, не замечают его интересов и не занимаются им, при этом они очень придирчивы — требуют соблюдать порядок и подчиняться требованиям.

Дети из этих семей наиболее подвержены формированию отклоняющегося от норм поведения вплоть до совершения правонарушений. Сложно прогнозировать, каким именно вырастет ребенок в подобной семье – он может быть очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.

Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях с неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/stili-roditelskogo-vospitaniya-i-ikh-vliyanie-na-formirovanie-lichnosti-rebenka/

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Стили воспитания в семье и их влияние на развитие личности ребенка (таблица)

 

Главным институтом воспитания является семья. Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта.

Семья выполняет ряд функций: Социально-статусная – предоставление членам семьи определенного положения в обществе. Хозяйственная функция – обеспечение хозяйственных потребности семьи: покупка продуктов и приготовление пищи; уборка и ремонт; содержание в порядке одежды и других предметов обихода.

Досуговая – восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех членов семьи: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов.

Репродуктивная – воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.Воспитательная функция – воспитание и развитие детей.Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка.

Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни.

Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях: • как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; • как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений, • как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств; • как старший друг и советчик, которому можно доверять.

Внутри семьи, родители создают для своих детей определенную среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают развивающие игры и игрушки, книги; заботятся о положительных примерах и образцах поведения).

Воспитание — это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых. При этом каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, то есть различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала и зависят результаты воспитания.

Читайте также:  Почему ребенок не слушается?

В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения.

Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов.

В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей.

Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.

В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен.

Существует 3 основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный. Они по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка.Характеристика основных стилей воспитания

Авторитарный стиль

При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения.

При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят.

 Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость.

Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки.

Демократичный стиль

Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи.

Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения.

Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию.

У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися других стилей воспитания.

Либеральный стиль

При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем.

Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.

Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными.

Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.Наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение.

А вот ослабление родительского контроля, как и его гипертрофия, способствует формированию пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в обществе. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо, чтобы родители осознали свои ошибки и стремились скорректировать свой стиль воспитания.

Рекомендации для родителей, применяющих авторитарный стиль воспитания:

  • откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;
  • не предъявляйте ребенку завышенных требований;
  • замените приказы и требования, просьбами и предложениями;
  • учитывайте интересы и желания ребенка;
  • будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;
  • не ограничивайте самостоятельность ребенка;
  • поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.

Рекомендации для родителей, использующих либеральный стиль воспитания:

  • уделяйте больше внимания воспитанию своих детей;
  • интересуйтесь их проблемами и успехами;
  • оказывайте ребенку помощи в преодолении трудностей и решении проблем;
  • чаще контролируйте поведение ребенка;
  • создайте в семье атмосферу любви, тепла и доверия.

Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая.

Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности.

Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении.

Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения.

Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье.

Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей.

Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/08/konsultatsiya-dlya-roditeley-stili-semeynogo

Ссылка на основную публикацию