Как осуществить сенсорное развитие детей?

Что мы знаем о сенсорном развитии детей и почему так важно приступать к нему, когда ребёнку 3-4 года? Начнём с того, что сенсорное развитие — это активное совершенствование восприятия и представлений как об отдельных элементах, так и о целом окружающем мире.

С раннего детства кроху нужно обучать вслушиваться в звуки, всматриваться в происходящие явления, ощупывать предметы, таким образом формируя у него перцептивные действия.

Что нужно знать о сенсорном воспитании

Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры (дошкольного возраста)

Стоит понимать, что научить ребёнка обследовать предмет путём визуального и осязательного знакомства с ним недостаточно. Чтобы понять особенности предмета до конца, ему нужно будет научиться соотносить его качества исвойства с качествами и свойствами других предметов.

Для того чтобы ребёнок научился выявлять качества и соотносить их с качествами других предметов, ему понадобятся мерки — так называемые эталоны, сложившиеся исторически.

В рамках сенсорного воспитания будет происходить активное сенсорное развитие, кроме того, ребёнок научится познавать мир через личный чувственный опыт. Во многом эффективность физического и умственного воспитания связана с уровнем сенсорного развития ребёнка, то есть зависит от его способности слышать, осязать и видеть всё вокруг.

Почему нужно начинать заниматься с младшими дошкольниками

В каждом возрасте дети проявляют большую или меньшую чувствительность к разного рода воздействиям. Чем младше ребёнок, тем важнее для него чувственный опыт.

В раннем дошкольном возрасте для малышей очень важно научиться знакомиться с основными свойствами предметов. Именно этот возраст считается самым подходящим для активного сенсорного развития.

Специалисты уверены, что сенсорное развитие с совершенствованием функциональности органов чувств и накоплением сведений об окружающей среде в раннем возрасте имеет наиболее благоприятные прогнозы.

Можно даже сказать более: сенсорное развитие детей в возрасте 3-4 лет с целью повышения уровня интеллектуального развития — это неотъемлемая часть дошкольного воспитания. Ещё Л.А.

Венгером была разработана программа по сенсорному воспитанию младших дошкольников с использованием дидактических игр, о которых подробнее будет сказано ниже.

Большая часть этих игр направлена на совершенствование навыков восприятия предметов с учетом их свойств.

О пользе дидактических игр

Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры (дошкольного возраста)

В основе дидактических игр лежат сформированные представления о действиях с предметами и игрушками. Можно отметить, что игры помогают в обучении детей и строятся на применении всевозможных игровых приёмов.

В качестве игрового метода обучения дидактическая игра может быть рассмотрена как игровое занятие либо непосредственно игра. Главное отличие вариантовзаключается в ведущей роли воспитателя: в первом случае он активно использует разнообразные игровые приёмы и хитрости для поддержания интереса детей, сопровождаемые указаниями, вопросами, демонстрацией, а в рамках игры у воспитателя появляется возможность донести до детей знания, сформировать представления, а также увлечь их игрой и научить простым игровым действиям.

В основу дидактической игры ложатся сформированные представления о построении игрового сюжета, о всевозможных игровых действиях с использованием предметов. Крайне важно, чтобы со временем были созданы условия для транспортировки представлений и знаний в игры без участия взрослых.

Что нужно знать о сенсорных эталонах

Нет никакой необходимости прививать детям навыки работы с сенсорными эталонами раньше 3-4 лет. Определённая подготовительная работа в этом направлении может вестись, но не более. Главное, чтобы при достижении младшего дошкольного возраста дети были способны усваивать основные сенсорные эталоны, группируясвойства предметов.

Сенсорное и эстетическое развитие тесно связаны между собой.

Ребёнку, с лёгкостью разбирающемуся в звуках, цветах и запахах, доставит удовольствие наблюдать за особенностями окружающего мира, получая заряд бодрости и энергии от процесса.

Если опыт сенсорного развития минимален, то и воображение окажется весьма скудным. Гармоничное интеллектуальное развитие не может проходить без развития восприятия, и это нормально.

Что касается роли сенсорного развития в судьбе каждого ребёнка, то она настолько значима, что средствам и методам сенсорного воспитания младших дошкольников в детском саду стоит уделить особое внимание.

В дошкольном возрасте дети познают явления природы, обучаются азам грамоты и математики. Результатов в этом процессе можно будет достичь исключительно после овладения знаниями о свойствах предметов, причём как внутренних, так и внешних. Так, например, чтобы срисовать обычный предмет с картинки, малышу нужно будет проанализировать его размеры, форму, цвет и прочие признаки.

То же касается и конструирования. Конструировать у детей 3-4 лет получится только после того, как они научатся исследовать признаки предметов, соотносить свойства материала для работы со свойствами образца.

Неумение ориентироваться во внешних свойствах предметов станет основной причиной неспособности получения объективных представлений о природе, как живой, так и неживой.

Дети младшего дошкольного возраста учатся усваивать сенсорные эталоны в течение длительного времени, и результатом вовсе не будет считаться способность называть свойства предметов или объектов.

Говорить о том, что процесс усвоения прошел гладко, можно будет лишь в том случае, когда ребёнок научится пользоваться чёткими представлениями об особенностях каждого свойства и сможет их применять для анализа.

Задачи сенсорного воспитания

Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры (дошкольного возраста)

Дошкольника 3-4 лет нужно обучать действиям, которые помогут ему понять простую истину: умение определять внешние признаки напрямую влияет на итоговую деятельность. Именно поэтому так важно, чтобы работа с дошкольниками была построена напрактических действиях, позволяющих изучить форму предметов с называнием её и выявлением.

Читайте также:  Способы того, как отучить писать в кровать

Со временем малыши 3-4 лет научатся справляться с вычленением формы зрительно, делая всё больше и больше успехов, пользуясь методом примеривания. Продолжительное использование метода примеривания позволит малышу отточить навык зрительного восприятия формы с возможностью её вычленения из предметов и последующим соотношением с формой остальных предметов.

Конструирование для дошкольников 3-4 лет — одна из наиболее продуктивных деятельностей, стимулирующих сенсорное развитие. Осуществлять сенсорные процессы в этом случае можно будет в рамках самой деятельности, а не за её границами, таким образом раскрывая новые возможности для развития сенсорики дошкольников без ограничений.

В процессе конструирования малыши учатся выделять не только внешние признаки предметов, но и совершенствуют практические и познавательные действия. У малышей, с которыми в возрасте 3-4 лет регулярно занимаются конструированием, хорошо развита способность зрительного восприятия предмета с возможностью его разбора на детали и последующего сбора в модель.

Как уже упоминалось выше, основной вид деятельности детей до 3-4 лет — это игра. Именно игра ускоряет познавательное и сенсорное развитие.

Важно, чтобы взрослые поработали над расширением кругозора дошкольника, создавая условия для его развития.

Игры, направленные на сенсорное воспитание, должны быть увлекательными для дошкольников, позволяющими незаметно для них усваивать нужный материал и получать богатый чувственный опыт.

Как развивать двигательную и зрительную память

В возрасте 3-4 лет концентрация внимания у детей становится заметно выше. Малыши удерживают внимание на определённой деятельности нужное время, способны запоминать названия геометрических форм, данные о растениях, животных, насекомых и птицах. Это означает, что дидактические игры, направленные на развитие сенсорики, должны стать более продуктивными:

  1. Интересный вариант игры — с тремя (со временем можно увеличить до пяти) предметами. Лучше будет взять мелкие предметы или игрушки. Например, это может быть грецкий орех, кофейное зерно и конфета. Каждый из предметов нужно будет поместить в три разные ёмкости, например в чашки разной расцветки и формы, в носки, в шкатулки или коробочки. Задача для ребёнка — спустя несколько минут вспомнить, какой предмет находится в какой ёмкости. В процессе игры будет развиваться не только зрительная память, но и мелкая моторика рук.
  2. Необычный вариант игры — на основе картонной заготовки и прищепок. Например, вместе с малышом можно вырезать круг из жёлтого картона (либо из белого, после чего закрасить его жёлтым цветом). В качестве образца крохе нужно будет предложить солнце с 7-8 лучами. Имея прищепки под рукой, ребёнок должен будет прикрепить к импровизированной основе для солнца такое же количество лучей, как и на образце. В ходе игры будут развиваться понятие интервала, моторика, зрительная память и навыки счёта.
  3. Простой и интересный вариант игры для развития сенсорики ребёнка 3-4 лет — кегли. Если есть игрушечные кегли — это отлично. Если нет, сделать их можно своими руками из подручных предметов, например пластиковых бутылок, банок или пакетов из-под сока.

Как развивать слуховую и словесно-логическую память

В 3-4 года речь детей становится более совершенной, словарный запас из пассивного переходит в активный, поэтому использовать разные новые слова в общении доставляет им особое удовольствие. В этом же возрасте малыши увлекаются книгами, ежедневно упрашивая родителей почитать им любимые сказки и рассказы.

Учитывая такие изменения в развитии крохи, следует подобрать соответствующие дидактические игры, способствующие развитию сенсорики:

  1. Интересная игра — «Закончи слово». Ребёнку предлагают несколько слов из определённой категории, которые он должен будет закончить. Так, например, в категории «фрукты» это могут быть слова «ябло(ко)», «вино(град)», «ар(буз)» и пр. Таким же образом можно предложить дошкольнику закончить слова из категории «птицы», «животные», «игрушки» и пр. В процессе игры будет совершенствоваться внимательность и логическое мышление ребёнка. Кроме того, дошкольник научится разделять слова на слоги.
  2. Сенсорное развитие слуховой памяти стимулирует игра, построенная на извлечении звуков из разных предметов. Для того чтобы начать игру, потребуется собрать 5-7 предметов из разных материалов, после чего постучать по ним в присутствии ребёнка чайной ложечкой. Суть задания заключается в том, чтобы кроха научился определять источник звука не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.
  3. Для младших дошкольников подойдёт игра с использованием парных сочетаний гласных и согласных звуков. Для того чтобы начать играть, нужно будет подготовить карточки с парными буквами, уложенные в непрозрачный мешок. Ребёнку предлагают вытаскивать карточки по одной, после чего придумывать пары слов на каждую из букв. Если кроха пока не знаком с буквами, озвучивать ему их может ведущий игры.

Как и для чего расширять кругозор у детей

В 3-4 года ребёнок, сенсорное развитие которого проходит нормально, уже должен иметь чёткие представления об основных природных явлениях. Так, например, малыш должен понимать, чем весна отличается от лета, а зима от весны. Малыш должен знать и различать фрукты и овощи, называть деревья и животных, разбираться во времени суток.

Добиться расширения кругозора можно только путём постоянного общения с ребёнком в возрасте 3-4 лет. Во время прогулки, дома, в гостях взрослые должны разговаривать с крохой, объясняя ему суть простых и сложных явлений природы, делая акценты на времени суток, на поведении людей в разное время дня, на типе трапезы (завтрак, обед или ужин) и пр.

Читайте также:  Что входит в развивающие занятия для детей?

Кроме того, в возрасте 3-4 лет уже можно практиковать с малышом, в том числе и во время прогулки, развитие навыков счёта, считая всё, что попадается на пути, начиная от деревьев и заканчивая вагонами в трамвае или лапами у щенка.

В заключение отметим, что дидактические игры, направленные на  сенсорное развитие ребёнка, могут быть разными, как простыми, так и более сложными, и совсем не обязательно для того, чтобы играть с крохой и развивать его основные способности, понадобятся дорогие и редкие игрушки.

Использовать для игр можно подручные предметы, главное — это мотивация и интерес малыша, которые взрослые должны будут поддерживать на протяжении всего познавательного возраста личной заинтересованностью процессом и адекватной похвалой. Нельзя отпускать на самотёк процесс развития малыша с раннего возраста. Важно уделять крохе внимание каждый день и каждый час.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/sensornoe-razvitie-rebenka-treh-chetyreh-let.html

Сенсорное развитие детей 3-5 лет в процессе игровой деятельности

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями.Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка.

Сенсорное развитие (лат. sunser – ощущение) – это развитие восприятия, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Ребенку, чтобы понять, что за объект перед ним, необходимо потрогать, прикоснуться к нему руками или даже попробовать на вкус. Без взрослого ребенок усваивает знания поверхностно, стихийно.

А с помощью сенсорного воспитания ознакомление происходит планомерно и последовательно.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. На данном этапе — это главный источник развития ребенка.

Поэтому сенсорное развитие детей происходит через дидактические игры, реализующие ряд принципов активного обучения.

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Огромный вклад в теорию и практику сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори. Она разработала ряд упражнений, способствую-щих развитию тактильных ощущений. Автор отмечала, что самое важное, чтобы игры и пособия своими размерами, видом, удобностью и цветовым сочетанием соответствовали потребностям детей.

Данная тема была мною выбрана, так как сенсорное развитие имеет огромное значение в жизни дошкольников. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений.

Поэтому, важно создать детям условия для обогащения чувственного опыта, который необходим для полноценного восприятия окружающего мира, усвоения сенсорных эталонов, развития речи и формирования представлений о свойствах предметов.

Цель — повышение профессиональной компетентности в вопросах сенсорного развития детей 3-5 лет.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по теме.
  2. Систематизировать и оформить материал для организации сенсорно – моторных игр (в соответствии с возрастом детей).
  3. Изготовить игры и пособия, способствующие сенсорному развитию детей 3-5 лет.

Принципы организации работы:

  1. Дифференцированный подход.
  2. Принцип вариативности.
  3. Принцип сотрудничества.

Методы и приемы:

  1. Наблюдение за действиями взрослого и сверстников.
  2. Показ и объяснение.
  3. Словесная инструкция.    

Работая с группой детей 3-5 лет, большое внимание уделялось обогащению и накоплению сенсорного опыта через игровую деятельность.

Для успешной организации сенсорно-моторного развития в группе создана предметно — развивающая среда, оформлен сенсорный уголок, в котором преобладают игры и пособия, сделанные своими руками.

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игрушек и всё же мы, педагоги, создаём свои, которые не менее, а порой и более любимы детьми.

Для обогащения сенсорного развития младших дошкольников в нашей группе используются следующие игры и пособия:

  • тактильные дорожки и таблички;
  • дидактические игры на восприятие цвета и формы;
  • тактильные карточки «Животные наших лесов»;
  • разнообразные шнуровки;
  • массажеры (массажные мячи, грецкие орехи, ребристые палочки и др.);
  • сухие бассейны с крупой и игрушками;
  • игры с прищепками;
  • игры с цветными камешками («Большой-маленький», «Подбери по форме», «Заготовки на зиму» и др.);
  • игры с пуговицами («Подбери по цвету», «Цветочная полянка»);
  • многофункциональное игровое пособие «Обитатели Земли»;
  • тактильная книга «Мир насекомых»;
  • многофункциональное игровое пособие «Шумелки»;
  • игры с пособиями Марии Монтессори и другие.

Пособие развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое мышление и пространственное восприятие, навыки сортировки и классификации, терпение и координацию движений.

Пособие отвечает принципу мобильности, ребенок самостоятельно может выбрать пространство для игры. Фигурками можно манипулировать и перемещать на игровой поверхности, придумывать сказки и интересные истории.

Тактильные карточки «Животные наших лесов» подарила деткам родительница, любящая мамочка, коррекционный педагог и рукодельница –Хабибуллина Наиля Ташбулатовна. Ребята с удовольствием занимаются и играют с данным пособием. Она яркое, красивое и приятное на ощупь.

Родители воспитанников активно участвуют в жизни группы, а также, в изготовлении игр и пособий для своих детей.

В преддверии праздника «День Матери» Наиля Ташбулатовна Хабибуллина организовала и провела мастер-класс по созданию многофункционального игрового пособия «Шумелки».

Замечательные зайчики украсили наш сенсорный уголок. Дети особо дорожат этой игрой, ведь она сделана добрыми, умелыми руками дорогих мамочек.

В результате первого года работы с сенсорным материалом у младших дошкольников прослеживалась положительная динамика, а именно:

  • проявление словесной активности;
  • интерес к предметам ближайшего окружения и их свойствам;
  • активное включение в экспериментальную деятельность;
  • выполнение простейшего сенсорного анализа.
Читайте также:  Какое воспитание в странах?

Мы не останавливаемся на достигнутом! Опыт работы по данной теме будет пополнятся и активно использоваться в практике.

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news10908.html

Сенсорное развитие детишек 4 лет через игры

Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры (дошкольного возраста)

Благотворное влияние педагога на сенсорное развитие детей 3 4 лет через дидактические игры научно доказано. Чем больше малыш будет познавать с помощью органов чувств, тем быстрее он будет развиваться в целом. Игры помогают крохе 4 лет развиваться весело.

В детском саду детей учат рисовать, лепить, мастерить поделки из природных материалов, складывать конструктор.

Для того чтобы овладеть одним из этих навыков, им необходимо уделить пристальное внимание внутренним свойствам задействованных предметов.

Таким образом, чтобы нарисовать правдоподобную картинку, ребенок должен уловить форму и цвета предмета. Перед конструированием по образцу, его необходимо тщательно исследовать и найти все строительные закономерности.

Чадо изучает взаимодействие деталей в пространстве через игры и переносит свои мысли на рабочий материал.

Для того чтобы сенсорное развитие детей до 4 лет не было ограничено копированием окружающих предметов, они должны иметь представление о живой и неживой природе, природных явлениях.

Чем больше ребенок будет знать, тем чаще в его рисунках будет появляться изображение солнышка или тучки, а из пластилина он слепит радугу.

Освоение сенсорных эталонов представляет собой длинный процесс, который не ограничивается рамками дошкольного возраста и закрепляется с помощью игры. Усвоить этот эталон не означает идеально изучить все свойства предметов.

Педагоги в детском саду должны рассказать малышу, что каждое свойство имеет свои разновидности. Ему необходимо уметь их распознать в зависимости от ситуации.

На каждом году жизни ребенка его сенсорное развитие охватывает определенные задачи. Для детей в возрасте от рождения до шести лет характерны следующие сенсорные задачи:

  • Первый год жизни детей наполнен впечатлениями. Создайте им условия, в которых можно следить за движением ярких игрушек, брать в ручки предметы разной формы и размеров.
  • В два-три годика детки уже умеют выделять форму, цвет, величину в качестве признаков предмета. Они накапливают представления о разновидностях этих признаков и о соотношениях между несколькими объектами по величине.
  • В четыре года в голове у малыша четко зафиксировались представления о цвете, геометрических фигурах и явлениях.

Можно начинать рассказывать ему, что каждый цвет имеет свой оттенок, а геометрическая фигура – свою вариацию. Во время формирования сенсорных эталонов, стоит привить ребенку тягу к исследованию предмета. Он должен уметь описать предмет, сравнить его с другими, выделить четкие особенности.

Основная задача сенсорного развития заключается в необходимости развития аналитического восприятия у крохи трех лет. Она уже умеет сочетать цвета, знает измерения величины и различает формы предметов.

Дидактические игры для дошкольников

Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры (дошкольного возраста)

Дидактические игры на сенсорное развитие для детей 2-4 лет помогут малышу усовершенствовать его тактильные ощущения. Приведем примеры некоторых из них.

Чудесный мешочек

Возьмите мешочек, в который спрячьте разные мелкие предметы. Перед началом игры малыш обязательно должен их потрогать и изучить. Завяжите крохе глаза и попросите достать любой предмет из мешочка и определить, что это.

Разноцветные кружочки

Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры (дошкольного возраста)

Вырежьте кружочки разного размера и цвета. Попросите ребенка накладывать кружочки один на другой, от самого большого до самого маленького, чтобы был виден цвет предыдущего круга.

Предметы по одному признаку

Выложите перед ребенком парное количество предметов. Каждый из них должен быть похож на другой: материалом, формой, цветом. Объявляйте малышу задание (например, найти два вязаных предмета) и следите за его выполнением.

Упражнение на закрепление понятий о форме

Предложите малышу картинки с изображением предметов, в которых угадываются очертания различных фигур. Его задача – рассказать вам, какие геометрические фигуры были задействованы в создании этой картинки, и указать их количество.

Найди лишнее

Вы можете использовать любые предметы. Обязательное условие: все предметы, кроме одного, должны иметь общий признак. Это может быть цвет, материал, геометрическая форма и прочее. Положите перед малюткой объекты исследования и попросите найти лишний. Если у него возникают трудности, можете подсказать, по какому признаку следует искать.

Ленточки

Выложите перед малышом ленты разной длины. Ему необходимо разложить их по длине, от самой длинной до самой короткой или наоборот.

Коробочки

Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры (дошкольного возраста)

Поставьте перед чадом несколько (две или три) коробок и дайте ему игрушки. Ему необходимо рассортировать их по размерам (большие – в одну коробку, маленькие – в другую, а средние – в третью).

Гирлянда

Подготовьте образец: соберите гирлянду из разноцветных кружочков. Вырежьте для ребенка такие же кружочки и попросите его собрать гирлянду в правильной последовательности, глядя на ваш образец.

Найди близкий цвет

Вам понадобится несколько листов цветной бумаги. Каждый цвет должен иметь несколько оттенков. Попросите ребенка подобрать к заданному вами цвету оттенки среди выложенных листов.

Важно отметить, что все дидактические игры для детей 4 лет развивают определенные сенсорные навыки у детей. Она помогает ребятам понять устройство окружающего мира, расширяет кругозор.

Дидактические игры контролируют сенсорное развитие детей. Помните о том, что дидактический материал необходимо подбирать с учетом принципов экологичности, доступности, прочности и систематичности.

Любые игры для детей 2-4 лет способствуют их развитию, поэтому стоит экспериментировать с занятиями и привносить новые развлечение в жизнь крохи.

Источник: https://BabyBrainy.ru/razvitie/sensornoe-razvitie-detej-3-4-let-cherez-didakticheskie-igry.html

Ссылка на основную публикацию