Какие бывают ошибки воспитания?

Любой родитель хочет быть хорошим родителем. Но что значит быть хорошим? Слышать одобрение со стороны родственников, друзей и просто знакомых? Или вырастить самостоятельную нравственную личность? Определенно — второе.

Для современного семейного воспитания характерен ряд заблуждений, которые мешают быть по-настоящему хорошими родителями. Эти заблуждения, пожалуй, были всегда.

Ошибка 1. Физическое насилиеОшибки семейного воспитания: типичные проблемы родителей и детей (подростков)

 

Каждый родитель воспитывает детей по собственному разумению, в лучшем случае обращаясь к методикам известных педагогов, в худшем — к советам окружающих. И то, и другое не гарантирует, что ваших детей не затронут типичные ошибки семейного воспитания.

Без сомнения, необходимо хотя бы иметь представление о наиболее часто встречающихся воспитательных заблуждениях: кто предупрежден, тот вооружен.

Физическое наказание — эффективный способ воздействия. Такая воспитательная модель чаще всего избирается в семьях с авторитарным укладом. Вот только в гневе родители забывают: насилие нередко ведет к психологическим травмам, что способствует агрессивному поведению ребенка в будущем.

Ошибка 2. Чрезмерная холодность

Некоторые родители считают, что проявляя любовь и эмоции в отношениях с ребенком, они рискуют воспитать эгоиста и хулигана. Это не совсем верно, важно просто знать меру. Отказывать ребенку в помощи и поддержке в те моменты, когда он наиболее в этом нуждается – это неправильная установка.

Нередко равнодушие к ребенку наблюдается в семьях, где родители заняты решением своих личных проблем. Ребенок предоставлен себе и вынужден сам о себе же и заботиться. Родителям попросту не хватает времени, чтобы заниматься ребенком, и это естественно отражается на их авторитете.

Ошибка 3. Обилие любви

Педагоги давно заметили, что ребенок, поздно рожденный матерью, чаще всего вырастает эгоистичным, избалованным. Немолодые родители щадят дитя, абсолютно ничего не запрещая, все его прихоти выполняют сразу же, а он буквально купается во внимании и заботе. Опасайтесь делать из ребенка бога, иначе вы станете всего лишь его слугами.

Ошибка 4. Много запретов

Совсем не удивительно, что ребенок хочет удовлетворять свои потребности, ведь это свойственно практически всем живым существам на планете. Едва начав осознавать себя, ребенок стремится осуществить свои желания: сначала они «безобидные», но дальше больше.

Еще в дошкольном возрасте важно выработать правильную реакцию на слово «нельзя».

Если употреблять его слишком часто можно вызвать два последствия: либо внимание ребенка к слову «нельзя» атрофируется, и он просто перестанет на него реагировать, либо малыш станет бояться сделать что-нибудь, что «нельзя», и вырастет забитым и нерешительным.

С самого начала необходимо определить самые обязательные запреты, нарушив которые, ребенок навредит себе. Их не должно быть много – максимум три-четыре. И лучше пусть малыш будет удовлетворять любопытство под присмотром взрослых, чем он все равно сделает это, когда вас не будет рядом, ведь запретный плод сладок.

Ошибка 5. Отсутствие запретов

Ребенок-кумир – еще одна крайность в воспитании. Мы уже говорили о вседозволенности, когда упоминали о гипертрофированной любви к ребенку, но здесь ситуация иная. Родители отказываются от каких-либо запретов в принципе, сознательно выбирая такую модель воспитания, еще и с гордостью говорят окружающим: «Я своему ничего не запрещаю».

Ребенку дозволено все, и он активно пользуется своей свободой, доставляя неудобство и проблемы окружающим. Помните, что именно родители отвечают за включение ребенка в социум, и только с вашей помощью он сможет усвоить, что можно и что нельзя, как следует вести себя дома, а как на улице.

Нередко наблюдается более сглаженная ситуация, когда родители пытаются запретить ребенку что-то, но делают это очень мягко, с помощью уговоров, когда нужно проявить твердость и решительность.

Например, ребенок в магазине клянчит у матери очередную игрушку, а она объясняет ему, что у него уже есть игрушки, что нет денег, в общем, придумывает всевозможные отговорки, в конце концов, устает от морального давления и покупает то, что просит ребенок.

Такое поведение в корне неправильно: ребенок будет выпрашивать желаемое каждый раз, зная, что своего он добьется. Можно бесконечно долго объяснять ребенку что-либо и увещевать его, а можно сразу пресечь «нытье» категоричным «нет».

Ошибка 6. Непоследовательное воспитание

Бывает, что родители не выдерживают психологической нагрузки. Категоричность сменяется уступчивостью, наказание – лаской. Воспитательного эффекта от таких действий ждать не приходится. Ребенку необходимо последовательное и продуманное воспитание.

Как видим, типичные ошибки семейного воспитания – это крайности, которых нужно избегать.

Самое верное средство – найти золотую середину: где-то поддержать и пожалеть, где-то проявить стойкость, что-то запретить, а что-то разрешить.

Да для этого потребуется железная выдержка и море терпения, но ведь никто и не обещал, что воспитание ребенка будет легким – это тяжелый труд, требующий огромных моральных и физических затрат со стороны родителей.

Источник: https://glamius.ru/deti/4-7-let/tipichnye-oshibki-vospitaniya

12 ошибок семейного воспитания

В каждой семье есть обычаи и традиции, интересы и уникальный опыт воспитания. Каждый родитель хочет быть идеальным и старается воспитать своего чада, опираясь на собственный опыт.

К сожалению, нет специальной инструкции по воспитанию детей, однако выделяют типичные ошибки семейного воспитания, ознакомившись с коими вы сможете избежать неудачи.

 Применение физического насилия

Почему-то некоторые взрослые считают, что воспитание методом “кнута” эффективно. Однако, нередко дети начинают просто бояться своих родителей. Частенько дети, подвергшиеся физическому воздействию, вырастают агрессивными, замкнутыми и с травмированной психикой. В таких семьях обычно фигурирует отрицательная и неблагоприятная обстановка.

Зачастую родители хотят реализовать свои мечты и желания, не желая видеть индивидуальные способности ребенка. Младенец, когда рождается, заявляет о своих желаниях непромедлительно.

Он кричит, стучит, грызет и т.д. В школьном возрасте детям навязывают чужое мнение и желания. Очень важно воспитать ребенка так, чтоб он мог высказывать свое желание и отстаивать его.

 Чрезмерная любовь, излишнее баловство

Обычно долгожданные или поздние дети очень избалованы и капризны. Родители готовы дать всё малышу, лишь бы он улыбался. Как ни странно, это является огромной ошибкой. Из таких чад вырастет типичные эгоисты. Поверьте, если вы скажите своему ребенку твердое “НЕТ”, он не перестанет Вас любить!

 Неограниченная свобода

Одним из недостатков в воспитании  является отсутствие всех запретов. Бывает ситуация, когда родители стараются что-то запретить при помощи различных условий, когда нужно проявить твердость.

Читайте также:  Как проходят развивающие занятия?

Простой пример: в магазине ребенок требует купить игрушку, мама объясняет, что такая уже есть. Тогда дитя начинает истерить и кричать, и мама сдается.

Такое поведение крайне неправильное, теперь ребенок уверен, что может добиться всего нытьем.

 Сомнения в успехе ребенка

Самыми главными судьями для ребенка являются родители. Зачастую из-за сомнений или безразличия взрослых дети не добиваются успехов. Порой просто потому что не видят поддержки со стороны близких.

Рождаются сомнения и у ребенка, а затем и желание добиваться положительных результатов. Поощрения и вера в успех — это самая сильная мотивация не только для ребенка.

 Сверх ожидания или излишняя требовательность

Малыш, которому ставили слишком высокую планку, требовали столько, сколько он не сможет сделать, переживает сильный стресс.

Например, школьник получил четверку, его похвалили, “Умница! Ты получил хорошую оценку, но в следующий раз принеси пятерку!” Ребенок старается и переживает напряжение, потому что дается ему это очень непросто.

В дальнейшем самооценка падает и снижаются любые предпосылки к развитию, порой под таким давлением ребенок начинает учиться еще хуже.

 Неумение разговаривать

Ошибки семейного воспитания: типичные проблемы родителей и детей (подростков)

Общение — это процесс передачи, обмена информации, а также установление контакта между людьми. Детям очень важно открытое общение со своими родителями. Эффективная коммуникация нужна каждому члену семьи для улучшения отношения между ними.

И наоборот, отрицательное общение заставляет детей думать, что они не услышаны, не поняты и не важны. Очень часто общение сводится к тому, что родители задают не сложные вопросы: “Уроки сделал? Портфель сложил? Кушал?”.

Однако, сыну или дочери просто необходимо, чтобы близкие интересовались и обсуждали планы на выходные, последнюю игру, фильм и прочее. И очень важно уметь слушать с интересом, не перебивая.

 Нескончаемый эгоизм взрослых

Родители часто прилюдно отчитывают своих детей, обсуждают их успехи и неудачи, их друзей. Это приводит недоверчивым отношениям между ними. Взрослые решают, не спросив малыша, пытаются предопределить судьбу, не учитывая точку зрения ребенка. Все это приводит к сомнению в своей важности и нужности.

 Гиперопека

Одной из распространенных типичных ошибок в воспитании детей является «чрезмерная любовь». Гиперопека выражается в:

  • излишним вниманием;
  • постоянном контроле;
  • воздвижение достижения в категорию исключительных способностей;
  • предохранении от вероятных рисков, каковые частенько бывают плодом их воображения;
  • удержании возле себя, “привязывать” к личному настроению, мнению.

Плодом длительной гиперопеки ребенок не может самостоятельно принимать решение и ждет поддержки от взрослых, желает быть всегда первым и на виду, ожидает блестящего будущего и не приемлет отказ.

Запрет на собственные взгляды

Если Вы думаете, что ребенок не прав, Вы можете лишь высказать свое мнение и предположить результат действий, но никак не стыдите своего малыша за принятие самостоятельного решения. Некоторые родители говорят, что уважают мнение своего чада, однако это происходит тогда, когда взгляды их совпадают или близки.

Бесконечные нотации

Ошибки семейного воспитания: типичные проблемы родителей и детей (подростков)

Нередко взрослые злоупотребляют длительными и нудными нотациями.  Слова родителей обесцениваются и не воспринимаются, а постоянные нотации вызывают отрицательную реакцию и протест.

Огромная оплошность родителей заключается в том, что они позволяют себе делать выбор в том или ином друге. Кто-то им показался не воспитанным, кто-то грубым, все же у малыша есть свое мнение на эту тему и пусть он сам выбирает с кем общаться, с кем нет. Тем не менее, оставлять без внимания не стоит. Найти золотую середину — наблюдать и давать советы дружеским тоном.

Для ребенка ценно, когда Вы можете выслушать его, а иногда и поругать, главное не срываться на них и всегда быть рядом. Важно принимать участие в их жизни, знать интересы, знакомиться с друзьями и любопытствовать, где они проводят свободное время. Если вы будете спокойно предъявлять свои требования и избежите насилия, ребенок обязательно прислушается к вам.

Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/12-oshibok-vospitaniya

Типичные ошибки семейного воспитания

Каждые родители хотят быть лучшими для своих детей. Но что значит быть лучшими и вызывать уважение у окружающих людей? Или все-таки воспитать умного, самостоятельного ребенка?

Конечно, важно второе. Не имеет значения, что о вас будут говорить, важно то, что происходит в вашей семье. И не всегда окружающие вас люди могут дать дельный совет. Откуда вы знаете, какие помыслы ими движут?

Нет специального кодекса воспитания идеального ребенка, но существуют типичные ошибки семейного воспитания. Ознакомившись с ними, вы сможете избежать многих трудностей в семье.

Применение насилия к ребенку

Почему-то родители считают, что применение физического насилия поможет им оказать сильное воздействие на ребенка. В какой-то мере вы показываете ему свой авторитет. Но ребенок зачастую просто начинает вас бояться. Не забывайте, что ваш ребенок рано или поздно вырастет и каким он будет в будущем зависит от вас.

В семьях, где применяется частое насилие по отношению к ребенку, всегда присутствует напряженная и негативная обстановка. Нередко, дети, подвергавшиеся физическому насилию, вырастают агрессивными людьми и считают нормальным без причины показывать свою силу.

Такое воспитание может сильно травмировать психику ребенка, оградите свою семью от такой типичной ошибки воспитания.

Холодность по отношению к ребенку

Многие родители считают, что чрезмерное проявление эмоций по отношению к ребенку способствует развитию эгоистичности и избалованности. Это не совсем так. Не нужно кидаться из крайности в крайность.

Конечно, если вы будете чрезмерно эмоционально относиться к ребенку, он поймет, что вами легко манипулировать, вы же его так любите и просто не сможете отказать в чем-либо. Но отказывать ребенку в родительской теплоте и любви в моменты, когда он сильно в этом нуждается нельзя. У детей также существуют свои проблемы.

Переходный возраст, отношения с одноклассниками, новый коллектив —  это может вызвать психологические проблемы у ребенка. Нередко родители просто не могут уделить должное время своему чаду, ссылаясь на работу, усталость и нехватку времени.

Тогда ребенок вынужден сам справляться со своими проблемами и ваш авторитет в его глазах заметно падает. Дети создания ранимые, поэтому они могут посчитать себя никому ненужными и замкнуться.

Читайте также:  Норма того, когда ребенок начинает говорить

Обилие родительской любви

Большинство поздних детей очень избалованы и капризны. Все потому, что мамочки не могут отказать своему чаду и выполняют почти все его прихоти. Такая типичная семейная ошибка может привести к воспитанию эгоистичного ребенка. Не стоит сильно баловать своего ребенка, нужно уметь иногда сказать ему — нет. Поверьте, от этого он не станет вас меньше любить.

Слишком много запретов

Неудивительно, что ребенок постоянно чего-то хочет. И не нужно говорить, что это присуще только детям, у взрослых тоже много желаний просто не всегда мы их озвучиваем. А дети, как известно, говорят все, что на их уме. Еще в раннем возрасте ребенок начинает оглашать свои желания. Например, родители запрещают ребенку есть конфеты.

Будьте уверенны, что пока вас не будет рядом, ребенок стащит несколько конфет. Все потому что родители, умеют только запрещать детям, при этом никак это не аргументируя.

И на простой вопрос ребенка: «Почему нельзя?» Родители не находят лучшего ответа кроме как: «Потому что я так сказал(а)!» Такая модель семейного воспитания является типичной ошибкой. Нужно уметь аргументировать свои слова, при этом повышать голос совсем необязательно.

Конечно, дети любят все расспрашивать много раз, но наберитесь терпения и постарайтесь спокойно аргументировать свой запрет. Ребенок должен уметь правильно понимать слово «нет». Иначе он может вырасти нерешительным и замкнутым человеком.

Отсутствие запретов и детская вседозволенность

Как говорилось выше, не бросайтесь из крайности в крайность. Делать из своего ребенка кумира типичная ошибка в семейном воспитании. Такую модель воспитания мы можем наблюдать часто. Так воспитывают детей люди, которые говорят: «А я своему ребенку ни в чем не отказываю».

Таким детям дозволено все: они с детства приучены к свободе и привыкли добиваться своего с помощью капризов. Ни в чем, не отказывая ребенку, вы можете совершить серьезную ошибку. Детей нужно приучать к самостоятельности еще с малых лет, иначе, когда он вырастет, просто не сможет сам добиться своих целей.

Такие дети часто манипулируют своими родителями, а те в свою очередь просто не понимают, как можно отказать своему ребенку. Ребенок должен понимать слово «нет», об этом говорилось выше. К тому же избалованные дети приносят массу проблем окружающим. Например, для таких ребят школьный учитель не авторитет и никак не может повлиять на такого ребенка.

Мол, кто он(а) такая? Я дома веду себя, как хочу, и здесь я тоже буду вести себя как захочу. Не позволяйте ребенку манипулировать вами, иначе сами не заметите, как он сядет вам на шею, свесив ножки.

Непостоянность в воспитании

Нередко встречаются семьи, где ребенка за минуту могут приласкать и наказать. Такое типичное переменчивое настроение большая ошибка в семейном воспитании и может повлечь за собой ряд проблем.

Ребенок просто не будет знать, что от вас ожидать в следующую минуту. Все это может развить в ребенке неуверенность и замкнутость.

Определитесь с моделью своего поведения и не заставляйте ребенка гадать, как вы отреагируете на определенную ситуацию.

Унижение своего ребенка

Типичная и грубая ошибка в семейном воспитании. Часто родители унижают своих детей. Ребенок растет в постоянных оскорблениях в свой адрес. Получив двойку в школе, родители на него набрасываются с оскорблениями.

Задумайтесь, кого вы вырастите такими темпами? Закомплексованного, агрессивного человека? Оскорбляя детей, вы прививаете ему неуверенность в себе, ребенок становится нерешительным, потому что думает, что все его действия не обернутся успехом. Родителям иногда кажутся бесполезными увлечения ребенка.

Например, мальчику очень нравиться играть на пианино, но его отец против этого и считает музыку бесполезной. Что в этом плохого? Нужно радоваться таланту и заинтересованности ребенка.  Научитесь слышать и хвалить своих детей.

Мы рассмотрели типичные ошибки, совершаемые родителями в семейном воспитании. Теперь вам нужно найти золотую середину. Важно где-то приласкать ребенка, а где-то поругать. Порой побаловать и похвалить. Помните, что главное не срывать злобу на своих детей и всегда быть рядом с ними.

Воспитание ребенка – это нелегкий труд. Но кто сказал, что будет легко? Чтобы воспитать ребенка достойно, нужна большая выдержка и терпение. Но поверьте, когда ваш ребенок вырастет, вы увидите окончательный результат своих стараний.

Источник: http://girls-life.ru/kids/zhizn-podrostkov/399_tipichnye-oshibki-semejnogo-vospitaniya/

Проблема семейного воспитания подростков

В любой семье, так или иначе, формируется определенная, иногда не осознанная ею система воспитания. Речь идёт и о понимании целей воспитания, и о формулировке его задач, а так же о возможности целенаправленного применения определённых методов и приемов воспитания, с учётом того, что можно и чего нельзя применять в отношении ребенка.

Среди многочисленных проблем семьи особое место занимают проблемы семейного воспитания подростков. Подростковый возраст считается трудным для воспитания. Это тот самый период, что приносит самую большую головную боль родителям и педагогам.

Это тот самый период, что породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт поколений» [1]. Действительно, в этом возрасте у детей нередко наблюдаются проявления грубости, упрямства, непослушания, раздражительности, эгоизма.

Это часто ставит в тупик родителей, искренне недоумевающих, чем это вызвано и как на это реагировать, как предупреждать подобные проявления?

Следует заметить, что резкая возбудимость, раздражительность, грубость, срывы в поведении не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В тех семьях, где установлены доброжелательные взаимоотношения, где требования к детям сочетаются с уважением к ним, период неизбежной внутренней перестройки организма подростка протекает спокойнее, мягче, сравнительно безболезненно.

Период подросткового возраста выявляет ошибки, допущенные всем предшествующим воспитанием. К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, некоторые психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье.

Для того чтобы иметь возможность противодействовать нежелательным поступкам, предупреждать их, предотвращать появление у ребенка нарушений в поведении и в формировании личности, необходимо обратить особое внимание на характер взаимоотношений подростков с родителями и на то, имеют ли место их нарушения.

Читайте также:  Способы того, как похудеть подростку

Таким образом, проблема семейного воспитания подростков чрезвычайно актуальна и важна.

В связи с этим, нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение внутрисемейных отношений, выявление нарушений воспитания в семьях и влияния этих нарушений на формирование личности и становление характера подростков.

Исследование проводилось в течение двух лет на базе средних общеобразовательных школ г. Иркутска. В исследовании принимали участие учащиеся 7–8 классов и их родители.

Изучение теоретических основ показало, что в литературе проблема, связанная с воспитанием подростков в семье, рассмотрена достаточно полно.

К числу основных факторов, способствующих нарушениям взаимоотношений в семье, следует отнести:

  • дефекты воспитания, накопленные к подростковому возрасту;
  • такие стили семейного воспитания, как авторитарный, либеральный, неустойчивый;
  • нарушения семейного воспитания (гиперпротекция, гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, повышенная моральная ответственность, безнадзорность).

В ходе исследования были использованы такие методы, как наблюдение, тестирование, опрос, беседа.

В качестве методик, направленных на изучение особенностей взаимоотношений между родителями и подростками, применялись:

  • «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман), дающий богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого.
  • «Анализ семейных взаимоотношений» для родителей подростков в возрасте от 11 лет (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.), позволяющий выявить нарушения семейного воспитания и их причины.
  • Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR), изучающий установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте (З. Матейчик, П. Ржичан). Методика позволяет описать отношения с родителем по наиболее общим проявлениям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность родителя.

Анализ полученных данных показал, что в семьях 60 % подростков теплые эмоциональные взаимоотношения не выражены. Это хорошо прослеживается по рисункам детей. В 22 % семей можно отметить наличие конфликтных ситуаций.

16 % подростков испытывают тревожность при взаимоотношениях с родителями. По рисункам 10 % подростков можно сказать о наличии враждебности в семейной ситуации.

Результаты методики «КРС» также показали, что благоприятная семейная ситуация, эмоционально-теплые взаимоотношения между членами семьи имеют место лишь в 12 % семей.

Результаты, полученные в ходе проведения методики ADOR показали, что лишь в 12 % семей подростки отметили положительное отношение к ним со стороны родителей. В 24 % семей выявлена непоследовательность воспитания. В 12 % семей зарегистрирована враждебность по отношению к детям со стороны родителей, т. е.

присутствие чрезмерной строгости, жесткости в межличностных отношениях. В 10 % семей зарегистрирована автономность, нетребовательность, отгороженность родителей.

В некоторых семьях имеет место сочетание различных нарушений взаимоотношений между родителями и подростками: например, сочетание враждебности и директивности или сочетание непоследовательности и враждебности.

Данные, полученные с помощью методики «АСВ», позволяют говорить о том, что в 10 % семей имеет место наличие доминирующей гиперпротекции, в 5 % семей – гипопротекции.

Наиболее распространены такие недостатки семейного воспитания, как чрезмерность требований-запретов, неустойчивый стиль воспитания, минимальность санкций, сомнение в результативности наказаний.

К причинам выявленных отклонений в семейном воспитании следует отнести: воспитательную неуверенность родителей (в 24 % семей), сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка (в частности, нами выявлено предпочтение мужских качеств в семьях девочек-подростков (9 % семей).

Менее часто в ряде семей среди причин отклонений в семейном воспитании были выявлены: фобия утраты ребенка (6 %), предпочтение в подростке детских качеств (5 %), проекция на подростка собственных не желаемых качеств (3 %).

По мнению многих авторов и по нашему мнению, нарушения семейного воспитания и взаимоотношений в семье могут приводить к различным характерологическим и эмоциональным нарушениям.

В связи с этим мы использовали ряд методик, направленных на изучение личностных и характерологических особенностей испытуемых подростков: тест «Акцентуации характера» (Прутченков А.С., Сиялов А.А.), методика «Шкала тревожности» Кондаша, 16-факторный опросник Кэттелла.

Так, результаты теста «Акцентуации характера» показали, что наибольшее количество подростков (22 %) акцентуировано по гипертимному типу, 12 % – по циклоидному; далее следуют неустойчивый, истероидный и паранойяльный – по 8 %; лабильный, конформный, психастенический – по 5 %.

Нами отмечено, что циклоидные, неустойчивые, конформные черты характера наиболее выражены у подростков, воспитание которых проходит непоследовательно. Исследование также показало, что гипертимные черты наиболее выражены у подростков, воспитывающихся в условиях гиперпротекции.

Подтверждение полученных нами результатов можно найти в исследованиях Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Е. Личко, выявивших наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера с нарушениями воспитания подростков в семье.

Так, выявлено, что доминирующая гиперпротекция оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на гипертимных подростков: усиливает реакцию эмансипации, приводит к резкому противостоянию с родителями, может обусловить острые аффективные проявления.

В то же время при психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуациях гиперпротекция, напротив, усиливает астенические черты: тревожность, склонность к ипохондрическим переживаниям, ощущение собственной неполноценности.

«Потворствующая гиперпротекция» наиболее травматична при истероидной акцентуации, так как содействует усилению демонстративных черт, оказывает неблагоприятное воздействие на лабильную и гипертимную акцентуацию.

Гипопротекция особенно неблагоприятна при акцентуации по неустойчивому типу, поскольку при таком типе воспитания ничем не ограничивается присущая таким подросткам повышенная тяга к удовольствиям, праздности, времяпровождению в уличных компаниях и т. д. Подростки конформного типа в условиях гипопротекции могут испытывать повышенную тревожность вследствие недостаточной регламентации своего поведения, отсутствия четких и определенных требований [3; 5].

Данные, полученные нами в результате проведения методики «Шкала тревожности», позволяют отметить, что 20 % подростков имеют повышенный и высокий уровень тревожности.

Было выявлено, что практически у всех подростков, в семьях которых часто возникают конфликты, где присутствует чрезмерная строгость, сверхтребовательность со стороны родителей, непоследовательность воспитания – повышен уровень тревожности.

Для более полного изучения личностных особенностей и подтверждения полученных данных, мы включили в исследование 16-факторный опросник Кэттелла. Нами отмечено, что в семьях подростков, находящихся в состоянии напряженности, беспокойства (ф.Q4), были выявлены такие недостатки семейного воспитания, как сверхтребовательность, конфликтность.

При непоследовательном воспитании у многих подростков были отмечены такие черты, как осторожность, беспокойство о будущем, а также раздражительность, неуравновешенность. В семьях подростков, испытывающих трудности в общении, застенчивых (ф.А) – отмечены гиперпротекция, директивность или непоследовательность воспитания.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования показали, что нарушения воспитания и взаимоотношений в семьях встречаются достаточно часто и приводят к различным характерологическим и эмоциональным нарушениям, а также влияют на формирование личности подростков.

В связи с этим, необходимо вести психопрофилактическую, информационно-просветительскую работу с родителями и подростками.

Источник: https://sibac.info/conf/pedagog/lxiv/53339

Ссылка на основную публикацию