Как понять, что должен знать ребенок перед школой?

Чем ближе школьный возраст, тем активней родители начинают интересоваться, что должен знать их ребенок и какие требования при поступлении в 1 класс, ведь каждый год программа меняется, и в 2019 году к малышу уже будут другие требования.

У каждой школы свой перечень навыков, которыми должен владеть будущий первоклассник, но основа все же одинакова, так как все учебные заведения ориентируются на требования, описанные в ФГОС.

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс в 2019 году в России

Что должен знать ребенок в 7 лет перед школой при поступлении в 1 класс?

Самое главное, что должна воспитать семья в ребенке перед школой – это любознательность, умение слушать и интересоваться всем вокруг. Адаптация также зависит от внутрисемейного климата, поэтому стоит обратить внимание и на него.

При поступлении в школу к будущему первокласснику предъявляются определенные требования, которые помогут ему легче адаптироваться к новым условиям и проще воспринимать программу 1 класса. Программа дошкольных учреждений обычно направлена на то, чтобы облегчить подготовку к школе и осуществить ее в условиях сада, но этого не всегда достаточно.

Гораздо лучше подготовиться к школе ребенок сможет, если родители будут заниматься его всесторонним развитием.

Общее развитие

Дошкольник должен знать общую информацию:

  • свое полное имя, фамилию и отчество;
  • называть по именам близкое окружение семьи, кем работают мама и папа, домашний адрес;
  • название своей страны и несколько других на выбор;
  • отличие овощей и фруктов, где растут, как употребляют;
  • животных и их детенышей, называть правильно;
  • отличие кустов от деревьев и травы;
  • чем отличаются птицы от рыб и зверей;
  • транспорт;
  • основные геометрические формы и на что они похожи;
  • времена года, время суток, дни недели, погоду.

Математика

Будущий первоклассник должен иметь математические навыки. А именно:

  • счет до 10 туда и обратно, находить пропущенную цифру в ряду;
  • вычитать и складывать в пределах 10, на 1-2 предмета. Например, 5-2=3;
  • сравнивать предметы по количеству, длине, ширине;
  • делать картинки из геометрических фигур, называть их;
  • делить группу предметов на равные части;
  • называть количество предметов и находить цифровое обозначение.

Чтение

Будущему ученику будет намного проще в 1 классе, если он еще до школы научится чтению. Дошкольник при поступлении в первый класс должен уметь:

  • прочитать любую букву в алфавите и найти ее в слове;
  • подобрать несколько слов на названную букву;
  • делить простое слово, если оно состоит из 2-3 слогов;
  • читать предложение, если оно состоит из 4 слов, написано крупными буквами и слова не сложные в произношении.

Развитие речи

Кроме правильного произношения слов и звуков, в школе проверяют развитие речи. Ребенка могут попросить:

  • рассказать стишки, пересказать сказки;
  • повторить за взрослым короткое предложение не изменив слова и их порядок;
  • описать картинки после непродолжительного ее просмотра. Составить по ней простой рассказ, историю.

Культура и общение

Культура и общение выявляются в процессе общения. Ребенок должен уметь:

  • здороваться, прощаться;
  • если ему оказывают помощь, то благодарить за нее;
  • в разговоре использовать вежливые слова, особенно в просьбе;
  • в помещении разговаривать тихо, не кричать и не перебивать;
  • во время общения старших людей не вмешивается и ждет, пока они закончат;
  • не мусорит, не разбрасывает вещи, соблюдает чистоту.

Моторика

Чтобы понять, правильно ли развиты мелкие мышцы в руках ребенка, нужно обратить внимание на то, насколько он правильно выполняет простые манипуляции. Например, как ребенок:

  • держит пишущие и рисующие принадлежности;
  • проводит прямую линию без линейки;
  • перерисовывает по образцу простые фигуры;
  • лепит, делает аппликации и вырезает ножницами самостоятельно;
  • штрихует картинки, разукрашивает, не выходя за контур.

Психологическая и физическая готовность к школе, и что делать есть ребенок не готов

Принимая решение о поступлении ребенка в первый класс, необходимо учитывать его готовность к школе. Родители могут не только проследить этот момент, но и скорректировать его, если есть еще время.

Симптом неготовности                                                                                     Помощь ребенку

Сложное усвоение чтения печатных букв или письма Прежде чем обучаться чтению или письму, нужно начинать с основ: освоить моторику, улучшить внимание, натренировать память. Нельзя перескочить эти этапы, и если есть проблемы в чтении, то стоит усилить упражнения на освоение простейших навыков. Когда мозговые структуры дозреют до более сложных задач, то переходить к ним.
Не может сделать звукобуквенный анализ С помощью игровых упражнений нужно объяснить ребенку разницу в понятиях звука, слога, слова, как определить глухость и звонкость, твердость и мягкость звуков речи.
Ребенку сложно решить простые логические задачи, слабая зрительная и слуховая память, невнимательность, мелкая моторика недостаточно развита. Такие симптомы становятся заметными уже в возрасте 4-5 лет и лучше сразу начинать коррекцию. Можно подобрать целый цикл упражнений «от простого к сложному» на каждый из навыков. Главное не давить на ребенка и выбирать задания в формате игры.
Замена одного звука другим в речи. Например, вместо «река» говорит «йека», заменяя «р» на «й». Лучше сразу обратиться к логопеду, чтобы он поставил правильный звук, и это не отразилось на письме.
Несформирована лексико-грамматическая категория речи. Идет видоизменение окончаний и слов. Например, вместо «цыпленок» говорит «курчонок», не «дождливая погода», а «дождиковая». Хорошо помогут различные составления рассказов по картинкам, упражнения на придумывание концовок рассказа. Также ряд упражнений на развитие связной речи поможет ребенку лучше освоить этот навык.

Лучше за год до поступления в школу обратиться к специалисту, чтобы он определил, есть ли пробелы в навыках и что именно, а главное как нужно подтянуть. Тогда можно будет без спешки подготовить ребенка и облегчить ему адаптацию.

Как пройти собеседование в школу

Часто родители при собеседовании основной акцент ставят на обучение, но немаловажную часть занимает и психологическая подготовка, которая расслабит малыша и даст ему показать весь свой уровень развития.

Советы, которые помогут при прохождении собеседования в школу:

  • обязательное присутствие во время тестирования. Если оба родителя смогут прийти, это будет большим плюсом и поддержкой.Дети зачастую стараются получить одобрение родителя в процессе, поэтому их присутствие станет еще и дополнительной мотивацией;
  • не вмешивайтесь в процесс. Во-первых, это отвлекает и переключает ребенка, а во-вторых, дает ему повод усомниться в правильности собственных ответов, и он будет ждать дальнейших подсказок;
  • день тестирования лучше организовать так, чтобы перед ним можно было прогуляться с ребенком, поговорить на отвлеченные темы, посмеяться, напитать ребенка положительными эмоциями. Идти сразу после сна или еды лучше не стоит, так как ребенок будет еще расслаблен;
  • обязательно расскажите или проиграйте, куда вы идете. В общих чертах обрисуйте как что будет проходить, но не завышайте важность, чтоб не испугать;
  • не нервничайте сами, так как тревожность родителей обязательно передастся ребенку.

Что должен знать ребенок по окончании 1 класса школы России

По завершению первого класса выпускник должен ориентироваться в основных предметах. Знания и навыки, которые должны закрепиться к концу 1 класса:

  • Грамматика:
    • знание всех букв алфавита, правила их написания как с большой, так и маленькой буквы, печатными и прописными;
    • умение определить мягкие, твердые, гласные и согласные звуки и буквы; знать, как они пишутся;
    • составление до 5 предложений на заданную тематику, самостоятельно проставлять ударение;
    • навыки звукового и зрительного диктанта;
    • чтение слов по правилам орфографии и орфоэпии;
    • плавное чтение по слогам со скоростью не ниже 35 слов в минуту.
  • Математика:
    • счет до 100, определение предыдущего и последующего числа, однозначного и двузначного;
    • знать, что двузначное число состоит из десятков и единиц, уметь вычислять в пределах 20;
    • ориентироваться в определениях: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность;
    • знать единицы измерения длины;
    • решать задачи с простым условием на сложение, вычитание, сравнение.
    • решение задач на два действия.
  • Русский язык:
    • по интонации различать восклицательное, вопросительное и простое предложение;
    • знать пословицы и поговорки с учетом возраста;
    • строить предложения и оформлять (знаки препинания);
    • различать звуки и буквы (определение в слове их количества), гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые, мягкие, глухие и звонкие);
    • знать правила переноса и деления на слоги, проставлять ударения.
  • Окружающая среда. Знание таких тем:
    • солнечное и лунное светило. Их форма, основная информация. Звезды;
    • разнообразие камней;
    • растения, их части. Деревья, кусты, трава;
    • виды животных, насекомых, птиц, рыб;
    • живая природа, ее признаки, условия существования всего живого, охрана окружающего мира. Экология;
    • неживая природа и ее признаки. Разное состояние воды (лед, снег, пар).
    • времена года;
    • основы личной гигиены;
    • правила поведения на воде, на дороге, в быту. Определение необходимых дорожных знаков, правила дорожного движения, переход улицы;
    • реки, озера, водоемы;
    • виды транспорта и сферы их использования;
    • овощи, фрукты, их влияние на организм человека;
    • планета, страна, город и основная информация о них;
    • профессии.

Также ребенок должен уметь:

  • отличать живую природу от неживой по основным признакам;
  • называть представителей каждой группы растений и животных, по несколько штук;
  • различать изученных животных, рыб, транспорт, времена года, водоемы, профессии;
  • вести наблюдение за изменениями природы, объяснять важность ее охраны;
  • соблюдать изученные правила безопасности.

Первый класс – важный период не только для первоклассника, но и для его родителей, которые начинают подготовку уже заранее.

Чтобы помочь ребенку легче справляться с заданиями в школе, необходимо начать его развитие с детства.

Но если за год до тестирования видно, что малыш отстает, то рекомендуем обратиться к специалистам, которые подкорректируют методы обучения и помогут выровнять уровень подготовки до необходимого.

Читайте также:  Какое влияние телефона на ребёнка?

Источник: https://kaknazvat.com/deti/znaniya-rebenka-pri-postuplenii-v-1-klass/

Ребенок идет в первый класс — что должен уметь первоклассник?

Всего несколько десятилетий назад знакомство с буквами и цифрами происходило у детей только при поступлении в школу. К сегодняшним будущим ученикам предъявляют достаточно серьезные требования. Многое, чему раньше учили первоклассника, сегодня он должен освоить еще до школы.

Готов ли Ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к 1 классу?

Отставание в речевом развитии служит серьезной преградой к полноценному усвоению знаний. По тому, как разговаривает дошколенок, можно определить уровень его подготовки к обучению в 1 классе и судить о его развитии в целом.

Будущий школьник должен:

  • Правильно и отчетливо выговаривать все звуки и слова со сложным произношением.
  • Не стесняться принимать участие в общем разговоре.
  • Правильно формулировать полноценный ответ на вопрос и самому научиться грамотно их задавать.
  • Находить в потоке речи те звуки, о которых его попросят.

Кроме того, что будущий ученик должен иметь хорошо развитую речь, выговаривать правильно слова и звуки, к сегодняшней подготовке дошкольника предъявляют еще целый ряд требований.

Знания, с которыми ребенок должен прийти в 1 класс

Достижения в общем развитии Готовясь стать первоклассником, будущий школьник должен:

  • Назвать свое имя, отчество и фамилию.
  • Знать имена близких родственников и, конечно же, родителей.
  • Уметь рассказать о том, кем они работают.
  • Знать название улицы, на которой живет, назвать номер дома и квартиры.
  • Нелишним является знание номера домашнего телефона.
  • Знать в какой стране и городе он живет.
  • Различать времена года, помнить количество месяцев в году и их названия.
  • Помнить, сколько дней в неделе и назвать каждый из них.
  • Различать явления, происходящие в природе.

Кроме того, дошкольник должен уметь рассказывать любимые стихи, сказки или интересные истории, придумывать небольшие рассказы по картинкам. Дошкольник должен уметь отличать фрукты от овощей или ягод, деревья от кустарников, домашних животных от диких зверей. Будущий ученик должен знать названия растений, птиц или животных, которые распространены в той местности, где он живет

Уровень развития математических знаний Хорошо подготовленный к школе будущий первоклассник должен:

  1. Знать все цифры (от 0 до 9).
  2. Считать до 10, при этом не обязательно от единицы. Если ему назвать, к примеру, цифру 3, он должен продолжить числовой ряд.
  3. Называть в пределах 10 соседние с выбранной цифрой числа.
  4. Сравнивать числа в пределах десяти (больше, меньше).
  5. Знать названия таких геометрических фигур, как круг, квадрат и треугольник.
  6. Уметь оперировать такими понятиями, как больше, меньше или равно.
  7. Решать простейшие математические задачки на сложение и вычитание.
  8. Уметь выделять в отдельные группы предметы со схожими признаками (например, по цвету или форме).
Навыки чтения и письма Сегодня уже никого не удивляет тот факт, что большинство детишек, первый раз севших за школьную парту, умеют читать. Кого-то специально учили родители, а кто-то научился складывать буквы в отдельные слоги или слова самостоятельно.
Дошкольник, которого можно назвать подготовленным к обучению в 1 классе, уже обладает некоторыми знаниями в области русского языка:

  • Различает согласные и гласные буквы.
  • Понимает, чем отличается буква от звука.
  • Умеет подобрать несколько слов на любую из букв.
  • Определяет, где находится та или иная буква – стоит в начале, в центре или же в конце слова.
  • Умеет разделять слово на отдельные слоги.

Если развитие мелкой моторики у будущего первоклашки соответствует его возрасту, то он хорошо владеет руками и к началу обучения в школе уже может:

    1. Удерживать правильно  в руке карандаш, ручку или кисть для рисования.
    2. Обводить картинки по контуру, не отрывая карандаш или ручку от бумаги.
    3. Рисовать прямые и волнистые линии, простые фигурки, может дорисовать по образцу половинку рисунка.
    4. Дошколята аккуратно используют карандаши и краски при оформлении раскрасок. Они уже не вылезают за контуры рисунка.

Как узнать, готов ли ребенок к школе психологически

Что должен знать ребенок в 7 лет перед школой при поступлении в 1 класс?

Чтобы с первых дней обучения в школе занятия не превратились для ребенка в непосильную ношу, нужно обратить внимание не только на первоначальные знания, с которыми малыш идет в первый класс. Большую роль в успешном обучении играет психологическая готовность маленького человечка к вливанию в новый коллектив и обучению.

Психологическая незрелость ребенка может вызвать затруднения в обучении. Проблемой для первоклассника может оказаться как непонимание какого-либо предмета, так и его неусидчивость и невнимание.

Поэтому задачей родителей и воспитателей в детском саду является не только обучение дошкольника знаниям, необходимым при поступлении в школу, но и его психологическая подготовка.

Развитие у ребенка тяги к познанию и усидчивости Ребенку бывает сложно сконцентрироваться на школьной программе из-за того, что спокойно высидеть 30-45 минут на уроке ему просто не по силам. Поэтому перед школой важно не только выучить с ребенком алфавит или научить его считать. Необходимо развивать у дошколят усидчивость и тягу к познанию нового.
Только знания являются залогом успеха в жизни Будущему первокласснику нужно объяснить, что он идет в школу не потому, что так положено и в школу ходят все дети, а потому, что только полученные в процессе обучения знания помогут ему в будущем стать достойным и успешным человеком и добиться больших успехов в жизни.
Обучение в школе — ответственное и важное задание Собирающемуся стать первоклассником малышу нужно объяснить, что учеба в школе – это самое важное и ответственное задание. Ребенка в школьной жизни должны привлекать не только ее внешние атрибуты – красивая форма и новенький портфель, но и возможность каждый день узнавать что-то интересное, обогащая свою жизнь новыми знаниями и впечатлениями.

К сожалению, нашим детям не оставили выбора, когда практически везде ввели обучение в школе с 6 лет.

Поэтому только внимание и забота близких людей помогут психологически не готовому к школе ребенку преодолеть трудности на первом этапе обучения.

Несколько советов родителям первоклассника:

  1. Не ругайте ребенка, если у него что-то не ладится с обучением. Выясните причину, по которой малыш не усвоил тот или иной материал, и помогите решить проблему.
  2. Никогда не говорите ребенку, что он бестолковый, не способный к обучению человек. Если малыш не справляется с каким-либо заданием, нужно не ругать, а всячески помогать ребенку, разобраться в проблеме.
  3. Не нужно сравнивать свое чадо с другими, более способными учениками. Это не поможет ребенку учиться лучше, а только понизит его самооценку и приведет к закомплексованности.

Источник: https://baragozik.ru/7-10-let/rebenok-idet-v-pervyj-klass-chto-dolzhen-umet-pervoklassnik.html

Тест (1 класс) по теме: Что должен знать будущий первоклассник до поступления в школу | Социальная сеть работников образования

Множество мнений учителей, психологов, тестов. Ваш ребенок может пройти одни тесты и не пройти другие. Как оценить готовность ребенка к школе? Эксперты считают, что  самым важным показателем  является психоэмоциональная зрелость ребенка.

Психоэмоциональная зрелость ребенка при поступлении в школу определяется следующим образом.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

  • Назови свои фамилию, имя, отчество.
  • Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
  • Ты девочка или мальчик?
  • Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
  • У тебя есть брат, сестра?
  • Кто старше?
  • Сколько тебе лет?
  • А сколько будет через год?
  • Через два года?
  • Сейчас утро или вечер (день или утро)?
  • Когда ты завтракаешь – вечером или утром?
  • Когда ты обедаешь – утром или днем?
  • Что бывает раньше – обед или ужин?
  • Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  • Кем работает твой папа, твоя мама?
  • Ты любишь рисовать?
  • Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
  • Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень?
  • Почему ты так считаешь?
  • Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  • Почему снег бывает зимой, а не летом?
  • Что делает почтальон, врач, учитель?
  • Зачем в школе нужна парта, звонок?
  • Ты хочешь пойти в школу?
  • Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
  • Каких животных ты знаешь?
  • Назови 3 домашних животных и 3 диких?
  • Чем они отличаются?
  • Каких птиц ты знаешь?
  • Кто больше – корова или коза?
  • Птица или пчела?
  • У кого больше лап: у петуха или у собаки?
  • Что больше: 8 или 5; 7 или 3?
  • Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
  • Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Также необходимо:

  • уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
  • выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
  • знать понятия «больше-меньше-поровну»;
  • знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
  • уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
  • решать простые арифметические задачки;
  • уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части

Важно, чтобы ребенок:

  • отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
  • мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
  • подбирал слова на заданную букву;
  • делил слово на слоги;
  • читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Для успешного начала учебы в школе требуется:

  • правильно держать ручку и карандаш в руке;
  • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
  • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
  • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
  • копировать с образца геометрические фигуры;
  • уметь продолжить штриховку рисунка;
  • уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, как правило, бывают готовы к школе. Они уже знают буквы, цифры, владеют навыками самообслуживания. Даже при сегодняшних кадровых проблемах в детских садах администрации детских учреждений уделяют большое внимание детям подготовительных групп – с ними занимаются психологи, логопеды.

Несмотря на это, родителям следует обратить внимание, проконсультироваться с воспитателем детского сада о необходимости дополнительных занятий, о проблемах ребенка над которыми нужно поработать.

Особого внимания заслуживают дети, не посещающие детские сады, а также ребята, которым в детских садах не обеспечивают подготовку к школе ввиду недостатка квалифицированных кадров.

Таким детям рекомендуется обязательно посещать воскресные школы, где они смогут научиться правильно сидеть, слушать преподавателя, научатся мыслить логически, размышлять. Посещать такие школы можно с пяти лет, некоторые принимают детей и более младшего возраста. С ними рисуют, поют, играют.

Как правило, детские сады и воскресные школы не ставят перед собой задачи научить ребенка читать и писать. К поступлению в школу ребенок должен иметь навыки самообслуживания – причесаться, самостоятельно одеться-раздеться, оправиться, подготовиться к уроку, уметь попросить помощи взрослого в случае необходимости.

Кроме того, обязательными являются знания личного характера – имя, фамилия, возраст, домашний адрес (город, улица, дом, квартира), имя и профессия папы, мамы. Ребенок должен иметь понятия о временах года, времени суток (день, вечер, утро, ночь), днях недели, домашних и диких животных.

Кроме всего прочего ребенок должен понимать, зачем нужно ходить в школу, зачем нужно учиться.

Особое внимание следует уделить развитию памяти, внимания и логического мышления ребенка. Например, из названных 10 слов, он должен повторить через некоторое время как можно больше (от 6 до 10), можно в другой последовательности или суметь повторить по клеточкам рисунок, обобщить предметы по их признакам, собрать пазлы, рассказать стихотворение наизусть.

Сегодня существует огромный ассортимент литературы для родителей дошкольников – прописи, тетради, учебники. Однако, не стоит торопить события и учить ребенка всему и сразу. Во-первых, не учите ребенка читать и писать самостоятельно.

Конечно, такие умения приветствуются школьными преподавателями, однако, научив ребенка читать или писать неправильно, вам и его будущим преподавателям будет очень трудно его переучить. И в то время, когда его менее умеющие одноклассники будут шагать вперед, ваш ребенок будет стоять на месте в своем развитии.

Выучите с ребенком буквы, научите его складывать слоги, остальное доверьте профессионалам. Уделите внимание развитию памяти, моторики, внимания.

Вот несколько примеров для занятий:

  1. Учите стихотворения наизусть и просите повторить их через некоторое время (неделю, месяц).
  2. Во время прогулки обратите внимание ребенка на количество машин во дворе или голубей возле скамейки. А через несколько часов спросите, сколько их было. Это позволяет развивать память и внимание.
  3. Назовите ребенку несколько слов и через 10-15 минут попросите их повторить. Начинать можно с 5-6 слов, постепенно увеличивая их количество.
  4. Покажите ребенку несколько картинок или предметов, затем попросите его отвернуться и уберите какой-нибудь из них или замените. Ребенок должен назвать недостающий предмет.
  5. Разложите на столе несколько одинаковых по значению предметов или картинок одного рода (овощи, фрукты, животные и т.д.) и добавьте к ним один (одну), не относящуюся к ним. Ребенок должен назвать лишний предмет (картинку) и сказать, почему он так считает.
  6. Займите ребенка творчеством – вырезать из бумаги и картона, лепить из пластилина, собирать пазлы, бусы из бисера или крупных бусин – это хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

Чем бы вы не занимались с ребенком, не забывайте, что он всего лишь ребенок, не стоит требовать от него высоких показателей, точного исполнения заданий. Любое знание и умение достигается постоянными занятиями и терпением.

Не настаивайте на занятиях при плохом самочувствии ребенка, не заставляйте делать его что-то насильно. Главное правило, заинтересовать ребенка, не отпугивая его от знаний.

И еще — занятия должны быть недолгими, 15-20 минут, лучше, если они будут проходить в игровой форме. Если ребенок быстро утомляется, сократите время занятий – лучше меньше, но регулярно.

Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем глубже он усвоит информацию и тем увереннее будет чувствовать себя на собеседовании с директором школы.

Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован. Мы предлагаем вам список вопросов, по которым обычно определяется уровень развития ребенка при зачислении в первый класс начальной общеобразовательной школы.

Имейте в виду, что ребенку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, который будет проводить отбор в классы. Мягко объясните малышу, что его ждет на собеседовании. Постарайтесь, чтобы ребенок не испугался непривычной официальной обстановки и не забыл от волнения все, что знает.

А знать ребенку нужно следующее:

  1. свое полное имя, отчество и фамилию;
  2. свой возраст и дату рождения;
  3. фамилию, имя и отчество родителей, их профессию;
  4. свой домашний адрес: название города (поселка, деревни), улицы, номер дома, подъезда, этажа, квартиры;
  5. основные достопримечательности своего города (поселка, деревни);
  6. название своей страны и ее столицы;
  7. последовательность дней недели, месяцев, времен года; основные приметы каждого времени года, загадки о временах года;
  8. домашних животных и их детенышей;
  9. диких животных различных природно-климатических зон, их повадки, детенышей;
  10. растения различных природно-климатических зон;
  11. части тела человека;
  12. профессии;
  13. русские народные сказки;
  14. великих русских поэтов и писателей (А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева) и их основные детские произведения.

Также ребенок должен уметь:

  • различать живое и неживое; женский и мужской род; единственное и множественное число; утро, день, вечер и ночь; одежду, обувь и головные уборы; птиц, рыб, зверей, насекомых; овощи, фрукты, грибы, ягоды; наземный, водный и воздушный транспорт; посуду, мебель и т.д.;
  • различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, иметь представление о понятиях «право» — «лево», «верх» — «низ» и т.д.;
  • рассказать наизусть небольшое стихотворение;
  • полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ;
  • придумать рассказ по картинке;
  • запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок, слов;
  • разделять слова на слоги с помощью хлопков или притопов;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»;
  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы; аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;
  • хорошо владеть ножницами (разрезать лист бумаги на полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать различные фигуры по контуру);
  • делать аппликации из цветной бумаги;
  • лепить из глины и пластилина;
  • свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10;
  • соотносить цифру и количество предметов;
  • внимательно, не отвлекаясь, слушать в течение 30-35 минут;
  • сохранять правильную осанку в положении сидя в течение 30-35 минут;
  • играть в спортивные игры, выполнять различные физические упражнения

Но главное — психологическая готовность ребенка к школе, отсутствие страха и неприязни перед занятиями. Не паникуйте, если ваш малыш чего-то не знает или не умеет. Спокойно, без спешки начните с ним заниматься.

Ни в коем случае не ругайте ребенка за неудачи, учитывайте его настроение и самочувствие. В обучении задействуйте игровые приемы и художественные образы.

Речь, логика и память ребенка должны быть достаточно развиты, чтобы он мог без труда выражать свои мысли, улавливать суть заданного вопроса и правильно строить фразы при ответе. Малыш может не знать каких-то фактов, но, если он четко, без смущения высказывает и обосновывает свою точку зрения, это вызывает только уважение.

Полный ответ всегда предпочтительнее краткого. Ответы «да», «нет», «не знаю» лучше не использовать. Отвечая на вопрос «Как тебя зовут?», не стоит называть свое уменьшительно-ласкательное, «домашнее» имя (Леночка, Толик и т.д.). Нужно сказать: «Меня зовут /Лена Петрова/, /Толя Иванов/». Часто интересуются и отчеством.

Учтите, что вопросы на собеседовании бывают не только на эрудицию, но и на смекалку. Предположим, шестилетнего ребенка могут спросить не сколько будет 6+2, а сколько лет ему будет через 2 года. Последовательность месяцев (дней недели, цифр) нужно уметь воспроизвести начиная с любого месяца (дня, цифры).

Ребенок должен быть готов к следующим «каверзным» вопросам: «Кто старше, ты или твоя сестра (брат)? Почему снег бывает зимой, а не летом? Что бывает раньше — обед или ужин? Кем ты будешь, когда вырастешь, — тетей или дядей? У кого больше лап — у собаки или у петуха? Кто больше — корова или коза? Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?» и т.п.

Не забывайте, что ребенок должен уметь общаться, не бояться задавать вопросы, если ему что-то не понятно, и не теряться, когда вопрос задают ему. Позаботьтесь о том, чтобы ваш малыш знал основные правила поведения в обществе и нормы этикета.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/03/30/chto-dolzhen-znat-budushchiy-pervoklassnik-do-postupleniya

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс

«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители.

Действительно, образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года.

Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе?

Мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.

Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем глубже он усвоит информацию, и увереннее будет чувствовать себя в школе.

Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован.

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Ребёнку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, если его будут спрашивать. Расскажите малышу, что ждет его в школе, как он будет учиться, как учились вы, когда были маленькими.

Это поможет ему не испугаться непривычной официальной обстановки и не забыть от волнения все, что знает.

Итак, ребенок поступающий в школу в 1 класс знает ответы на следующие вопросы (это минимум, который может быть дополнен):

Общий кругозор^

  • Назови свое полное имя, отчество и фамилию.
  • Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  • Сколько тебе лет?
  • Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  • Кем работает мама? Кем работает папа?
  • У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?
  • У тебя есть друзья? Как их зовут?

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник умеет:

  • прочитывать простой текст из нескольких предложений;
  • писать буквами или скопировать простую фразу. Например: «Коля ел суп», «Маша мыла окно».
  • четко произносить все звуки, имеет хорошую артикуляцию;
  • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
  • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки.

Математика, счет

Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
  • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
  • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «

Источник: https://infourok.ru/user/kotova-mariya-alekseevna/blog/chto-dolzhen-znat-i-umet-rebenok-pri-postuplenii-v-klass-58238.html

Что нужно знать ребёнку к 1 классу? Полный перечень требований

Подготовка к первому классу — это больше, чем обучение чтению и счёту. Ребёнок должен знать и многие другие вещи. Какие именно — смотрите далее. Всему этому ребёнка можно научить и дома, самостоятельно, без каких бы то ни было курсов подготовки, потому что сегодня существует огромный выбор пособий, которые помогут вам полностью справиться с задачей.

Сложность беседы при поступлении в школу очень сильно варьирует от привилегированности школы: куда-то вас возьмут в любом случае, а куда-то — большой конкурс, и в такие школы вы, скорее всего, не сможете поступить, если не будете посещать подготовительные курсы (потому что очень легко составить такую программу вопросов и проверки, которую ребёнок может выполнить только после специальной подготовки).

Как бы то ни было, дальнейший перечень того, что ребёнок должен знать, является основополагающим. Требований достаточно много, так что к школе сегодня нужно начинать готовиться как минимум года за два.

Вам пригодятся обучающие пособия, карточки, дидактические материалы: выбирайте по разным направлениям развития.

Одно из самых эффективных занятий — это игра в школу: организуйте дома место, где ребёнок сможет (с вашей помощью) обучать своих кукол и плюшевых мишек, предоставьте все необходимые материалы и пособия: так дети учатся очень быстро.

Общее развитие

Семья и место жительства:

  • назвать своё полное имя (ФИО), имена родителей, бабушки и дедушки
  • профессии родителей
  • свой домашний адрес (от номера квартиры и этажа до названия города) и телефон
  • родная страна и хотя бы несколько других стран мира

Природа:

  1. названия самых распространённых растений, животных, насекомых;
  2. различать зверей, птиц и рыб, называть отличия (нос-клюв, перья-шерсть-чешуя, лапы-крылья-плавники);
  3. отличать диких животных от домашних и приводить примеры тех и других;
  4. называть обителей морей.

Энциклопедии природы и животных:

  • отличать деревья от кустарников
  • отличать фрукты, ягоды, овощи, приводить примеры, объяснять, где что растёт (овощи растут в поле, в огороде, а фрукты в саду);
  • приводить примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах и на деревьях;
  • приводить примеры овощей, которые растут в земле, на грядке, висят на ветках;
  • привести примеры овощей и фруктов разных цветов;
  • назвать основные лесные деревья, кусты, ягоды и грибы;
  • рассказать, зачем нужны домашние животные (животные фермы);
  • знать названия детёнышей животных и называть их именно так (а не называть щенка собакой):
  • жеребёнок,
  • телёнок,
  • ягнёнок,
  • котёнок,
  • щенок,
  • поросёнок,
  • медвежонок,
  • волчонок,
  • лисёнок,
  • бельчонок,
  • цыплёнок,
  • утёнок и прочие

Вещи, формы, технологии:

  1. виды транспорта: воздушный, морской, наземный, подземный и подводный (с примерами)
  2. какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг (не путать круг и шар)
  3. различать и приводить примеры: мебель, посуда, одежда, обувь
  4. знать, что есть в школе (класс, парта, портфель, школьный звонок, столовая, сменная обувь и прочее)
  5. знать, что нужно для школы (тетради, учебники, пенал с ручками и карандашами, школьная форма)

очень важно, чтобы ребёнок смог ответить на вопрос, зачем он идет в школу, что ему может здесь понравиться (учителя, новые знания, друзья, школьный автобус, писать на школьной доске, интересные учебники…)

Человек и общество:

  • различать лево-право, верх-низ, спереди-сзади, уметь показать правый глаз, левое ухо, левое колено, правый локоть, и т. п.
  • дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена, и т. п.
  • понятия раньше-позже
  • профессии
  • виды спорта
  • основные правила дорожного движения и дорожные знаки (светофор, пешеходный переход)
  • называть фамилии известных писателей и поэтов
  • называть основные праздники
  • уметь рассказать о своих увлечениях
  • понимать, что такое деньги, различать рубль и копейку

Календарь и природные явления:

  1. знать времена года и их последовательность, сколько месяцев в году, с какого месяца начинается год
  2. ориентироваться во времени, знать времена суток
  3. знать, сколько дней в месяце (около 30), дней в неделе, часов в сутках, знать дни недели
  4. знать о природных и погодных явлениях (гроза, метель, засуха, извержение вулкана)
  5. когда что делаем: снег бывает зимой (катаемся на лыжах, санках), купаться можно летом, сажаем цветы весной, собираем урожай осенью

Интеллектуальное развитие

Оно включает как общее развитие (логика), так и навыки счёта, письма, чтения.

Общее развитие:

  • уметь решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки (их примеры вы найдёте в любом справочнике для дошкольников)
  • находить лишний предмет в группе (по цвету, форме, смыслу)
  • добавлять в группу недостающие предметы
  • говорить, чем похожи или отличаются предметы
  • группировать предметы по определённому признаку и называть его (размер, цвет, форма, живое-неживое, и прочее)
  • восстанавливать последовательность событий по картинкам (что было сначала, потом), раскладывать картинки в правильной последовательности, составлять рассказ по картинке/картинкам
  • находить отличия на картинках (найди 5, 10, 15 отличий)
  • точно копировать простой узор
  • описывать картинку по памяти
  • запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его
  • писать графические диктанты в тетради в клеточку (одна клетка вверх, три клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо)
  • рассказать наизусть стихотворение (выучите заранее!)
  • пересказать сказку, услышанный короткий рассказ
  • уметь пользоваться ножницами и клеем, делать аппликации, здесь очень помогут пособия Kumon

Счёт:

  1. уметь считать от 1 до 10 и обратно
  2. восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа (по порядку, через один, и т. п.)
  3. считать в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов на один, на два
  4. понимать понятия «больше, меньше, поровну»
  5. знать простые геометрические фигуры
  6. уметь составлять аппликации из геометрических фигур
  7. уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте
  8. решать простые арифметические задачки (у Коли два яблока, у Маши три, сколько всего яблок?)
  9. уметь поделить на две/три/четыре равные части (10 карандашей подели поровну, и т. п.)

Чтение:

  • отличать буквы от звуков
  • отличать гласные от согласных
  • знать, сколько букв в алфавите
  • находить нужную букву в начале, середине и конце слова
  • подбирать слова на заданную букву
  • делить слово на слоги, проговаривая вслух
  • читать предложения из 4-5 слов и понимать прочитанное

Письмо:

  1. правильно держать ручку и карандаш
  2. проводить прямые, волнистые, ломаные линии
  3. обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги
  4. уметь рисовать по клеточкам и точкам, перерисовывать узор по клеточкам
  5. уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка
  6. рисовать геометрические фигуры
  7. штриховать рисунок
  8. аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры

Источник: https://www.toybytoy.com/stuff/What-you-need-to-know-child-to-the-1st-class

Ссылка на основную публикацию