Чем полезна песочная терапия для детей?

Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение мелкой сыпучей фактуры расслабляет, раскрепощает, успокаивает. Поэтому так притягательна песочная возня для детей дошкольного возраста.

Но не всегда цена отдыха позволяет несколько раз в течение года вывозить малыша к морю. Исходя из этого, психологами была разработана программа занятий «Песочная терапия».

Программа

Песочная терапия для детей дошкольного возраста: занятия, программа, упражнения

Программа «Песочная терапия» известна с 1920 года благодаря психотерапевтам А. Фрейд, Э. Эриксону и др. В 1930-е годы сформировалась «Песочная терапия», которая стала успешно применяться для решения психологических проблем у детей и взрослых.

«Песочная терапия» снимает эмоциональное напряжение, является средством психологической диагностики, помогает восстановить душевную гармонию.

Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, мелкая моторика. Для детей дошкольного возраста эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения.

Малыши словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения.

Программа занятий направлена на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за принятое решение и его последствия. «Песочная терапия» дает возможность для детей дошкольного возраста избавляться от последствий стрессов и психологических травм, повышает самооценку. Цена таких занятий – душевный покой и гармония вашего ребенка.

Ситуации, при которых детям просто необходимы занятия

  • психосоматические заболевания у детей;
  • повышенная тревожность, агрессивность;
  • замкнутость ребенка;
  • невроз;
  • стресс как следствие сложных семейных или социальных конфликтов;
  • для детей с особыми потребностями.

Противопоказания к занятиям

Занятия «Песочная терапия» не рекомендованы для детей:

  • при эпилепсии;
  • с легочными и кожными заболеваниями;
  • с аллергической реакцией на пыль;
  • с проявлениями гиперактивности.

Этапы терапии

Занятия «Песочная терапия» предполагают постепенный переход с одной ступени на следующую в индивидуальном ритме ребенка.

Хаос

Это начальный этап для детей, когда они забрасывают в песок множество игрушек без группировки их по размерам, цветам, принадлежности к животным, предметам и т.д. Это свидетельствует о глубоких внутренних страхах и переживаниях, растерянности.

Борьба

Ребенок начинает разделять фигурки на противоборствующие группы. Появляются добрые и злые, плохие и хорошие фигурки. Не торопите малыша, предлагая ему доброго героя. Пусть выплеснутся все страхи, обиды и сомнения. Этот этап завершится с наступлением мира у воюющих сторон.

Исход

Это заключительный этап покоя, уравновешенности и гармонии. Все фигурки в парах или небольших группах. Появляются яркие элементы. Движения становятся спокойными и плавными.

Игры

Занятия «Песочная терапия» представляют собой детские игры, дающие возможность детям себя проявить.

«Знакомство»

Предложите малышу дотронуться до песка, погладить его, погрузить руки в песок. Нарисуйте волны и змейки. Выполните рисунки ладошками, кулачками, ребром руки, пальчиком.

Комментируйте ощущения, задавайте наводящие вопросы. Подсказывайте светлые, радостные и добрые ассоциации.

«Дождик»

Пусть малыш наберет песок в кулачок и постепенно высыпает в раскрытую ладошку или в вашу руку. Эта игра расслабляет, регулирует мышечный тонус.

«Угадай — ка»

Ребенок должен узнать наощупь зарытые в песок фигурки. Эта игра развивает мелкую моторику рук и воображение, формирует уверенность в себе.

«Веселая история»

Выложите фигурки на песке в определенном порядке, покажите ребенку, дайте запомнить. Затем заройте игрушки в песок беспорядочно. Малыш должен отыскать фигурки в песке и выложить их в исходном порядке.

Если ребенок умеет читать, фигурки можно заменить буквами, выложив из них интересное слово.

«Мой город»

Пусть малыш построит любимый город, расставит в нем любимые фигурки, устроит место для себя.

Конспекты занятий

Вы можете изучить готовые конспекты занятий по «Песочной терапии», но лучше всего самому выстроить логику занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка или группы детей.

Ваши конспекты будут включать все те же базовые игры, но в индивидуальной последовательности, в нужном для вас темпе.

Предлагаемые конспекты помогут вам найти подходящий поэтический материал, детские потешки, прибаутки, которые создадут атмосферу доброжелательности на занятии.

Обратите внимание на инвентарь, который предлагают готовые конспекты. Его цена абсолютно доступна. Вам понадобятся:

  • живой (кинетический) песок;
  • песок для домашней песочницы или цветной кварцевый песок (цена указана на сайтах производителей);
  • контейнер для песка (песочница, ящик, большая коробка и т.п.);
  • фигурки животных и рыб, растений и человечков, сказочных героев и героев мультфильмов;
  • ленты;
  • лоскутки;
  • цветные камушки;
  • машинки;
  • замки;
  • башни;
  • мостики и т. д.

Цены

Для групповых занятий нужно приобрести песочницы (средняя цена – 3000 рублей) и наборы для «Песочной терапии».

Цена на занятия в специализированных центрах по этой методике колеблются в пределах 2000 рублей за 1 час.

Книги

Хотелось бы порекомендовать также полезные книги по песочной терапии

Динамичная песочная терапия, автор Эль.

Арт-терапия в работе с детьми, автор Киселева.

Источник: http://steshka.ru/pesochnaya-terapiya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta

Песочная терапия для детей: занятия, программа

Песочная терапия для детей дошкольного возраста: занятия, программа, упражненияНаверное, каждый из нас в детстве играл в песочнице. Мы строили настоящие замки из песка, создавали песочные «торты» или просто делали различные фигурки. Но мало кто задумывается над тем, что такой игрой дети выражают свое отношение к миру и скрытые эмоции.

Сегодня ученые разработали целое направление, которое носит название «песочная терапия». С ее помощью можно помочь не только разобраться в эмоциональном мире детей, но и помочь взрослым найти себя.

Что такое терапия песком

Така техника является одним из методов арт-терапии, поэтому вместо лекарств и таблеток она использует творческое мышление человека и его воображение. Работу с таким материалом, как песок, относят к способам детского самопознания.

Этот материал был выбран для терапии неслучайно. Человек веками использует его для обустройства и построения. Во время игры с песком пациент может пережить целую гамму разнообразных чувств.

Песочная терапия относится к проектной психотерапии и является одним из самых действенных ее методов.

Ее основателем считается Карл Густав Юнг, который в XX столетии обратил свое внимание на то, как игра с песком действует на детей и взрослых с психическими расстройствами.

Именно он первым начал применять данный метод для коррекции их поведения. Чуть позже Юнг описал его. Это метод начали называть «юнгианским» и сегодня он занял свою нишу в практической психологии.

В 40-х годах прошлого века Шарлотта Бюлер разработала в Швеции «тест мира». Именно из него появилась современная игра в песок с терапевтическим эффектом.

Песочная терапия отличается несомненным эффектом, с ее помощью можно добиться положительных результатов в лечении некоторых психосоматических расстройств у маленьких пациентов. Кроме того, играя в песок, дети дошкольного возраста получают хорошее подспорье для развития умений и навыков.

Какие возможности предоставляет эта методика

Согласитесь, игра в песке является очень приятной. Она дает крохе следующие преимущества и возможности:

  1. Успокоение и расслабление. Даже если ребенок будет просто пересыпать, просеивать песок это уже подействует на него успокаивающе. Попробуйте сами запустить руки в этот материал и вы заметите, что проблемы исчезают.
  2. Развитие творческих идей и самовыражение. Такая игра поможет малышу самовыражаться, развить воображение и творческое мышление. Тем более, если у крохи что-то не получилось с первого раза, на «песочном листе» можно запросто все переделать. И это выгодно отличает его от бумаги и красок.
  3. Ребенок может высказать все, что он чувствует. Именно в песочнице малыш может прожить все свои чувства, выложить их без опасения. Следует понимать, что не все дети умеют делиться тем, что у них на душе, рассказывать о своих переживаниях. Такая терапия помогает родителям лучше понять свое чадо. Да и ребенку станет легче на душе, ведь эмоции уже выражены, пусть и в игре.
  4. Развивается фантазия, мелкая моторика и речь. Благодаря таким играм дети отлично развиваются. Кроме того, они помогают в развитии говорения, поэтому часто используются логопедами. Во время игры малыш будет учиться говорить, а дошкольник уже расскажет, что создает.
  5. Диагностика различных проблем. Благодаря такой терапии можно вовремя диагностировать проблемы в развитии малыша. Если грамотно построить игру, то родители или психолог смогут увидеть ответы на те вопросы, которые их интересуют, понять причину тревог и страхов малыша.
  6. Развитие. Песок идеально подходит для развивающих игр. Здесь ребенок может научиться писать, читать, разговаривать, различать предметы, цвета, формы.
  7. Проведение мягкой психокоррекции. Опытные специалисты могут с помощью обычной игры в песке мягко скорректировать поведение ребенка в лучшую сторону. Также благодаря ей можно решить многие психологические проблемы: фобии, тревоги, страхи.
Читайте также:  Как понять, какие зубы молочные?

Кроме того, игры в песочнице — это просто приятное и интересное времяпровождение, которое точно понравится детям.

Что необходимо для игр в песочнице

Для этого вида терапии необходимо взять обычный деревянный ящик с голубым или синим дном. Важно, чтобы ящик был водонепроницаемым, так как в процессе игры ребенок может намочить песок.

Обратите внимание, что габариты должны соответствовать количеству детей. Например, для 1-3 детей подходит ящик размером 50 см — 70 см — 8 см. Именно такие габариты ребенок любого возраста может без проблем охватить зрением.

Дно создается голубым, так как оно символизирует небо или воду. Кроме того, эти цвета являются успокаивающими. Лучше всего, чтобы ящик был изготовлен из дерева.

Засыпьте ящик песком на две трети. Обратите внимание, что материал должен быть чистым. Обычно используется морской или речной песок. Помните, что он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.

Подберите небольшую коллекцию маленьких игрушек (не более 8 см). Это могут быть миниатюрные человеческие персонажи или куклы, животные, предметы домашнего быта, добрые и злые сказочные персонажи, мультяшные персонажи, сувениры и украшения, природные материалы (цветы, ветки, листики).

Многих родителей интересует вопрос, можно ли реализовать все функции песочницы в домашних условиях. Если мама не является профессиональным психологом, то, скорее всего, нет. Ведь вам будет сложно объяснять и интерпретировать картины, созданные вашим малышом. Но вы можете без проблем провести развивающие или обучающие игры.

Также постарайтесь позаботиться о том, чтобы малыш мог без проблем подойти к песочнице. Можете поставить рядом с ней маленький стульчик, ведь кроха не должен думать над тем, как добраться до песка.

Основные занятия и программы

Песочная терапия для детей дошкольного возраста: занятия, программа, упражнения

Проигрывайте любимые сказки. Это первое, что может прийти на ум в песочнице. Вы можете отыгрывать уже знакомые сюжеты или же придумывать свои. Так вы сможете помочь малышу развивать его фантазию, воображение и мышление.

Постарайтесь задавать вопросы по сюжету, на которые ребенок должен ответить, продолжая сказку самостоятельно. Если у него есть любимая сказка, можете попробовать проиграть ее, но придумать свою концовку.

Изучайте разные материалы. Это простая, но очень важная для развития ребенка игра, для которой вам не понадобится ничего, кроме самого песка. Вы можете изучить с крохой свойства этого материала (холодный, теплый, влажный, сухой, шершавый, гладкий).

Если рисовать на песке геометрические фигуры, можно объяснить ребенку их отличия. Если добавить разноцветные игрушки, можно изучить их цвета.

Дождь из песка. Это отличная возможность начать знакомство ребенка с материалом. Благодаря этой игре малыш сможет расслабиться, замедлиться (для энергичных детей), успокоиться. Такая неспешная и приятная игра точно принесет только положительные эмоции.

Угадывание предметов. Такое упражнение очень полезно, так как развивает воображение и тактильные ощущения. Заройте в песок несколько небольших предметов и предложите крохе вытаскивать их с закрытыми глазами, а потом угадывать, что это за предметы.

Игра «Ветер». Это упражнение подходит для детей постарше. Дайте малышу соломинку. Один ее край пусть он опустит в песок, а затем подует.

Выучите буквы и слова. В песке любое занятие по изучению букв и новых слов будет интересным и захватывающим. Выложите любое слово и предложите малышу прочитать его. Затем пусть ребенок закроет глаза, а вы зароете буквы внутрь. Теперь ребенку нужно их отыскать и снова составить слово.

Строительство. Это, пожалуй, самое любимое занятие детей и взрослых. Ведь в песочнице можно строить все что угодно — замки, домики, куличи, фигурки. Малыш может пользоваться природными материалами или куклами, а также мочить песок и создавать фигуры из формочек. Здесь работает фантазия и образное мышление.

Как терапия песком помогает справиться с проблемами

Большинству детей сложно передать словами свои чувства, рассказать взрослым, что их волнует или беспокоит. Но если малыша длительное время снедают страхи, появляются проблемы: тик, заикание, агрессивное поведение.

Такие заболевания среди специалистов называются психосоматическими. Медикаментозные методы не помогают в их лечении, а вот арт-терапия вполне может справиться.

Благодаря песку и игре с ним дети могут спроецировать свои переживания, показать внутренний мир, излить душу. А взрослые могут расшифровать поведение малыша и помочь ему справиться с проблемами.

Акценты детской песочной терапии

На первом этапе малыш постепенно переживает свое беспокойство, освобождаясь от него. Психологи говорят, что ребята часто хватают фигурки, а потом бросают их на место, зарывают, закапывают, сопровождая все это репликами на эмоциях. Но с течением времени у ребенка появляется некий сюжет. И вот тут и завязывается борьба.

В сказочный мир детям проще перенести свои беспокойства, страхи, фобии, недомогания, агрессию, обиды. Поэтому часто в песочнице разыгрываются настоящие битвы и сражения. Герои могут убивать друг друга, но это происходит не потому, что малыш является жестоким. Таким способом он пытается избавиться от напряжения внутри себя.

На конечном этапе всегда появляется смелый, добрый герой, который обязательно всех спасает. Песочный мир приобретает мир и покой. Все становится спокойным и нормальным.

Фигурки теперь могут жить своей обычной жизнью. Такая концовка — разрешение конфликта, который был внутри ребенка. При этом стоит понимать, что «игра» может продолжаться не один день.

Только малыш может сам определить, когда занятие закончено.

Противопоказания

Несмотря на то что песочная терапия является эффективным и действенным методом, она рекомендована далеко не всем. Существует ряд противопоказаний:

  1. Синдром дефицита внимания.
  2. Эпилепсия или шизофрения.
  3. Обостренное чувством тревоги.
  4. Невроз и навязчивые состояния.
  5. Аллергия на мелкие частицы или пыль.
  6. Кожными заболевания.
  7. Проблемы с легкими.

Обратите внимание, что к специальной песочной терапии допускаются дети от трех лет.

Источник: https://wamy.ru/beremennost-i-rody/pesochnaya-terapiya-dlya-detey-zanyatiya-programma.html

Секреты и упражнения песочной терапии

Песочная терапия для детей дошкольного возраста: занятия, программа, упражнения

Безграничны возможности и фантазии человека. Приглашаем вас к продолжению разговора об арт-терапии. Сегодня рассмотрим одно из ее направлений — песочную терапию. Узнаем ее секреты, кому и для чего она подходит, а также предложим конкретные упражнения для детей и взрослых.

Что такое песочная терапия и как она может помочь человеку в решении его трудных ситуаций? Кто и как может применять упражнения в песочнице? Об этом – в нашей статье.

Песок – особый материал, ведь он, можно сказать, «родом из детства». Кто из нас не любил в совсем юные годы повозиться с куличиками и лопатками? Наверное, мало таких, ведь песочница во все времена была магнитом для малышей.

Правда, мы часто воспринимаем песок как среду для свободной игры, и недооцениваем его коррекционные и терапевтические свойства. И уж точно не всегда осознаем, что играть в песке полезно не только детишкам, но и взрослым. Что же полезного несет в себе песочная терапия?

Возникновение и суть песочной терапии

Песочная терапия – одно из направлений проективной психотерапии. Основателем метода считается Карл Юнг, позже инициативу поддержали его ученики.

Если бы можно было описать суть песочной терапии в одном предложении, оно звучало бы так: подсознание человека общается с ним на языке знаков и символов, и уже они помогают нам решить собственные проблемы и трудности в разных сферах жизни и отыскать ответы на непростые жизненные вопросы.

Читайте также:  Что входит в логопедические занятия для детей?

Проще говоря, на песочном полотне мы перепроживаем какие-то моменты своей жизни, и как бы заново перерисовываем собственную «картину», получая новый чувственный опыт, что впоследствии проявляется переменами уже в реальности.

Песочные картины, которые мы создаем собственноручно, помогают вытащить на белый свет неосознанные чувства, конфликты и переживания. Специалист по песочной терапии может рассмотреть все это на картине клиента, понять, что его тревожит и как ему максимально эффективно помочь.

Песочная терапия часто используется в практике многих детских и «взрослых» психологов, сказкотерапевтов, арт-терапевтов, воспитателей детских садиков.

Но для применения ее элементов и получения позитивных сдвигов в собственной жизни и жизни детей совсем не обязательно месяцами и годами учиться и защищать диплом специалиста, хотя, конечно, это тоже очень полезно.

Но для начала можно попробовать метод и применить его элементы на практике в домашних условиях.

Функции песочной терапии

Сама по себе возня в песочнице – процесс очень приятный. Посмотрите, как играют дети! Их не надо заставлять покопаться в песке, и даже лепка куличиков, пересыпание,  просеивание песка успокаивают и расслабляют как ребенка, так и взрослого.

Кроме того, к функциям песочной терапии относят:

  1. Диагностическую – определенным образом построенная игра в песочнице поможет терапевту, родителям или самому взрослому клиенту увидеть ответы на многочисленные вопросы о своем внутреннем мире или мире малыша, понять настоящие причины страхов и тревог.
  2. Развивающую – в песке можно проводить развивающие игры. Прямо в песочнице можно проводить занятия по обучению счету, письму, чтению, сортировке и т.д. Все это хорошо запоминается и легко дается малышу, если «одеть» развивашку в сказочную форму и весело обыграть. Кроме того, песочные игры развивают мелкую моторику, внимание, воображение, образное мышление ребенка, а также его речь, ведь в процессе он учится говорить, «озвучивать» героев в песочнице, связно говорить.
  3. Коррекционную – с помощью определенных игр в песочнице можно так перенаправить деятельность ребенка, что его поведение постепенно начнет меняться в лучшую сторону.
  4. Высвобождающую – в песке малыш может свободно выразить свои эмоции и чувства, выпустить негативные переживания. Ведь далеко не каждый малыш в состоянии говорить о своих чувствах вслух. Но внимательная мама обязательно заметит его трудности, просто наблюдая за его играми. И самому ребенку тоже полегчает после таких игр, он сможет прожить эмоцию и пойти дальше, не «зависая» на ней. Кстати, это актуально не только для детей, но и для взрослых.
  5. Психотерапевтическую – в песочнице мы можем исцелить всевозможные трудности малыша, его фобии, страхи, тревоги и т.п. Но с этим лучше всего обратиться к профессионалу.

Песочная терапия в домашних условиях. Как организовать?

Организовать дома песочницу не так уж сложно. Вам понадобятся:

  1. Прямоугольный деревянный ящик размером 70Х50Х8 см, но можно, конечно, рассмотреть и другие варианты. Психотерапевты в своей работе используют песочницу с голубыми бортиками и дном. Мы же можем взять любую удобную емкость  – таз, поднос, контейнер из пластика (удобно, если он с крышкой, так после игры можно быстро убрать и спрятать песок).
  2. Собственно, песок. Важно, чтобы он был очищенным и безопасным. Такой песок можно приобрести в зоомагазине, но можно и самостоятельно подготовить, тщательно промыв и прокалив в духовке. И тогда можно не бояться проверки «на зубок», которая в случае с малышами случится непременно, и в самый неожиданный момент.
  3. Маленькие игрушки – модели из реальной жизни: куколки, предметы игрушечной посуды, фигурки растений, животных, машинки, домики, а также природные материалы – палочки, желуди, камни, шишки, каштаны.
  4. Водичка. Это необязательно, но работа с сухим и влажным песком дает разные ощущения, почему бы не поэкспериментировать?

Игры с песком

Предлагаю вам несколько игр в песочнице для малышей и одно упражнение для взрослых:

Песочный дождь

Попросите ребенка положить руки в песочницу. Посыпьте песком на его ладошку, и предложите ему тоже посыпать «дождиком» на ваши руки. Эту игру малыши обычно воспринимают на «ура».

Ветер

Возьмите соломинку для сока и предложите крохе аккуратно в нее подуть, предварительно опустив второй конец трубочки в песок. Важно быть аккуратными и следить за действиями ребенка.

Кто здесь прячется?

Предварительно спрячьте в песочнице несколько игрушек, а затем попросите ребенка их отыскать. Малышу точно понравится эта игра! А еще, можно попросить его самого спрятать игрушки от вас.

Строительство новых миров

Предложите ребенку построить на песке сказочный мир, где будет все, что ему хочется: города и страны, поля, реки и озера. Детям постарше можно задать задачку построить мир мечты или город будущего, и рассказать потом о нем как можно подробнее.

Мост в новый мир – упражнение для взрослых

Цель: гармонизация состояния, анализ ценностей и достижений.

Длительность – 20 минут.

Необходимые материалы: поднос с песком или манкой.

Схема выполнения:

Положите руки на поднос с песком (или манкой).

Попересыпайте материал, познакомьтесь с ним. Он шершавый или мягкий? Прохладный или теплый?

Нарисуйте на песочном поле водоем, а через него — мост. Интуитивно, как пойдет.

Рассмотрите свой мост. Какой он? Где на этой картине вы? Попробуйте мысленно «попутешествовать» по разным областям песочной картины и прочувствовать, где и какие ощущения приходят.

Если вы сейчас хотите что-то изменить, обязательно сделайте это.

Почувствуйте, что с вами сейчас происходит, какие новые чувства, мысли, инсайты появились? Запишите их.

И позже ответьте на вопросы:

  • Нравится ли вам ваша картина?
  • Как бы вы ее назвали?
  • О чем говорит ваша работа? Запишите хотя бы три ассоциации.
  • Какие чувства вы испытываете, глядя на свое творение?
  • Если бы картина могла говорить, что бы она вам сказал?
  • Какие два небольших действия вы готовы сделать уже сегодня, чтобы построить этот мост в новую жизнь? Сделайте это!

Обязательно попробуйте эти игры в песочнице и техники песочной терапии, и пусть они подарят вам много творчества, энергии и радости!

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/detki/sekrety-i-uprazhneniya-pesochnoj-terapii.html

Возможности песочной терапии для детей и взрослых

Песочная терапия — одно из направлений психотерапии, относящееся к арт-терапии.

Современные специалисты разработали несколько программ занятий с песком, позволяющих решать множество проблем психологического характера как у детей, так и у взрослых.

Песочная терапия дает возможность человеку избавиться от последствий стресса, душевных травм, почувствовать уверенность в своих силах, а также является средством для снятия психоэмоционального напряжения.

Занятия с песком помогают малышу раскрепоститься, избавляют от трудностей в общении (коллективные) и позволяют развить мышление, воображение и мелкую моторику. Психологам песочные упражнения помогают понять внутренний мир ребенка, провести диагностику его психического состояния. Также методика игр с песком обладает следующими возможностями:

Возможности Характеристика
Релаксация и успокоение Тактильный контакт с природным материалом является мощнейшим средством психологической разгрузки. Даже простое погружение рук в сыпучую субстанцию окажет умиротворяющее действие, вызовет положительные эмоции. Малышам в возрасте около 1 года, которые еще не могут участвовать в развивающих играх, можно показать простейшее упражнение пересыпания песка с одной ладони в другую
Самовыражение и совершенствование творческих способностей Рисование на песке различных картин позволит ребенку выразить свои эмоции и развить воображение. Лоток с песком символизирует в данном случае «чистый лист», на котором всегда можно все начать заново. Занятия песочным рисованием вместе с родителями укрепят связи между ребенком и взрослым, дадут возможность лучше понять друг друга
Способ выражения чувств Не всякий малыш в состоянии выразить свои чувства с помощью речи. Песочная терапия поможет ему в этом. Родитель, наблюдая за действиями ребенка с песком, сможет понять, что хочет сказать малыш
Формирование речи, мышления, фантазии Игровые упражнения помогут ребенку быстрее сформировать речь и мышление, разовьют внимание и воображение. Учась описывать нарисованные картины, малыш усвоит правильное произношение звуков
Диагностика психического состояния Грамотно выстроенные упражнения с песком смогут помочь не только специалисту, но и родителям разглядеть внутренние посылы малыша, причины его страхов и проблем
Развивающие игры Лоток с песком является прекрасной средой для развивающих игр. Ребенок учится писать, считать, различать форму и цвет предметов в игровой увлекательной форме
Психокоррекция С помощью специалиста-психолога родители смогут корректировать поведение своего малыша. Специально подобранные упражнения помогут ему со временем изменить поведение в лучшую сторону, устранить трудности в общении, научиться избегать конфликтов
Читайте также:  Лучшие скороговорки для развития дикции

Детям очень нравятся занятия с песком, однако, стоит помнить, что это бывает небезопасно. Ребенок может проглотить песчинки, вдохнуть их и т. п. Поэтому малышей дошкольного возраста оставлять одних во время игр в песочнице не следует.

Бывают ситуации, когда ребенку просто необходимы занятия с песком. Показаниями к песочной терапии являются:

  • агрессивное поведение, тревожность;
  • необщительность;
  • стрессы, связанные с отношениями в семье;
  • неврозы;
  • психосоматические заболевания.

Также игры с песком рекомендованы детям с психическими отклонениями.

Существуют и некоторые противопоказания для подобных упражнений. К ним относятся:

  • эпилепсия;
  • аллергические реакции на песок;
  • заболевания кожи.

Для полноценных занятий с песком требуется приобрести необходимые материалы. К ним относится специальный стол-песочница, кварцевый песок и мелкие фигурки людей, животных, растений и т. д. Стол-песочницу приобретать лучше изготовленную из дерева.

Здесь важен тактильный контакт ребенка именно с природными материалами. Если такой возможности нет, стол можно изготовить самостоятельно из деревянных брусков. Песок (если кварцевый отсутствует) также может быть заменен на речной или морской.

Он должен быть мелкий (чтобы легко струился в руках) и тщательно промытый.

Эти упражнения используются в домашних условиях, в работе с психологом, логопедом, арт-терапевтом:

Упражнение Описание
Игра в сказку Упражнение направлено на развитие фантазии и образного мышления малыша. В лотке с песком есть возможность разыгрывать как любимые сказки ребенка, так и выдумать новые сюжеты. Взрослый может предложить придумать другую концовку известной сказки
Изучение свойств С помощью песка дошкольник может изучить свойства материалов, получить представление о понятиях «теплый-холодный»,»мокрый-сухой» и т. д. Познакомиться с геометрическими формами, рисуя их пальцем на поверхности
Дождик Игра предназначена для релаксации и обладает умиротворяющим воздействием. Дети в возрасте 2-3 лет должны играть в нее вместе с родителями. Взрослый предлагает малышу подставить ладошку и начинает медленно сыпать в нее песок, затем просит ребенка сделать то же самое с его ладонью. Дети постарше играют в «Дождик», пересыпая песок из одной ладошки в другую без участия родителей
Угадай, что это Упражнение, помогающее укрепить семейные связи. Родитель зарывает в песок несколько любых фигурок, пока малыш стоит с закрытыми глазами. Далее ребенок на ощупь, погружая руки в песок, должен определить, что это за фигурки
Ветерок Для этого упражнения понадобится соломинка для коктейля. Ее конец опускается в песок, ребенок должен дуть с противоположной стороны. Эта игра предназначена для детей старшего возраста
Учим буквы Родитель выкладывает на песке буквы или слова (для детей постарше), затем прячет буквы в песке. Ребенку предлагается найти их и вновь составить слово или назвать буквы. Цель: обучение алфавиту, развитие речи, тактильная релаксация
Строитель Лоток с песком предоставляет малышу неограниченные возможности для строительного творчества. Можно воспользоваться фигурками и создать целый мир в ограниченном пространстве, и, увлажнив песок, строить объемные фигуры

В песочнице ребенок является творцом и созидателем, он сам принимает решения и воплощает их в жизнь. Это очень важно для становления уверенности в себе, самоконтроля и саморегуляции.

В основном коллективные игры применяются воспитателями ДОУ. Их цель активизация детей, установление отношений в группе, создание сплоченного коллектива. Также совместные занятия способствуют снятию излишнего напряжения и стабилизации психоэмоционального фона в группе.

Чаще всего в детских садах применяются следующие игры с песком:

Упражнение Описание
Знакомство Цель: ознакомить детей с материалом и его свойствами. Участники должны встать вокруг песочницы. Педагог предлагает всем погрузить руки в песок, погладить, потрогать его, пересыпать с ладони на ладонь. Попутно воспитатель должен объяснить малышам правила игр в песочнице
Веселая история Воспитатель выкладывает в песочнице фигурки в определенном порядке. При этом рассказывает историю об этих фигурках. Затем прячет их в песок. Дети должны отыскать фигурки, разложить их в том же порядке и пересказать историю. Игра способствует развитию внимания, связной речи. Укрепляет связи в коллективе
Мой город Педагог предлагает ребятам построить свой город в песочнице так, как они его представляют. Упражнение способствует развитию фантазии
Придумай сказку Воспитатель предлагает детям придумать свою собственную сказочную историю. Для игры используются фигурки сказочных персонажей, деревьев и животных. Также педагог может нарисовать образы вымышленных героев, которые дети будут использовать в своей сказке. Упражнение развивает речевую деятельность, активизирует воображение, способствует снятию психоэмоционального напряжения
Волшебный круг Педагог предлагает ребятам выложить круг из камушков, бусинок и т. д. Каждому ребенку раздается по несколько камней, которые он должен будет вложить в общий круг. Цель занятия: коррекция гиперактивного поведения, рефлексии
Песочная картина Ребенок рисует (пальцем, кисточкой) в песочнице картину и объясняет остальным ребятам, что именно он нарисовал. Цель игры: развитие речи, укрепление дружеских связей в коллективе, активизация общения

Так как песок является природным экологически чистым материалом, он становится все более популярен в детских учреждениях. Игры с песком относятся к здоровьесберегающей технологии, направленной на сохранение и стимулирование состояние малыша.

Песочная терапия помогает проблеме обрести внешнюю форму. Занятия творчеством помогают расслабиться, выплеснуть скопившиеся негативные эмоции, проявить себя.

Психологи рекомендуют арт-терапию своим клиентам в следующих случаях:

  • возрастной, ценностный, личностный кризис;
  • натянутые отношения с близкими;
  • проблемы в семье;
  • расставание с любимым человеком, развод;
  • смерть родных и близких;
  • страхи, панические атаки;
  • социальные конфликты;
  • психосоматические заболевания;
  • неврозы, нарушения психического состояния.

На основе творческих стараний человека в песочнице специалист сможет сделать достоверные выводы о его психоэмоциональном состоянии и помочь решить выявленные проблемы.

Подобные занятия используются психологами для психоэмоциональной разгрузки клиента, анализа и коррекции его внутренних проблем:

Упражнение Описание
Медитация Занятие обязательно проводится под расслабляющую тихую музыку. В него включены: рисование на сухом и мокром песке, создание композиции с различными предметами, пересыпание песка из различных емкостей. Цель упражнений — релаксация
Реконструкция Психолог предлагает клиенту восстановить свой жизненный путь с помощью фигурок. На каждом этапе должна быть использована та, что олицетворяет человека в данный период его жизни. Цель занятия — интеграция
Перепроектирование Специалист просит человека подумать о том, что бы он хотел поменять в своей жизни. Затем клиент должен с помощью фигурок изобразить эти изменения в лотке с песком. Цель упражнения — выявление внутренних проблем
Переговоры Психолог предлагает клиенту провести переговоры между двумя фигурками в лотке с песком, придумать диалоги. Цель — выявление социального конфликта
Пассивный-активный Доктор просит выбрать три фигуры, олицетворяющие активное начало пациента и три — пассивное, разместив их в лотке. Между ними необходимо выстроить диалог. Цель занятия — интеграция
Параллельный мир Коллективное занятие, подходящее для семейного сеанса. Каждый человек в своем лотке выстраивает придуманный мир, затем рассказывает о нем. Цель — выявление семейных проблем
Событие Психолог предлагает реконструировать с помощью фигурок событие, вызывающее негативные эмоции и обыграть его. Цель — помочь найти решение проблемы

Источник: https://neurofob.com/therapeutic-measures/psychotherapy/pesochnaya-terapiya.html

Ссылка на основную публикацию