Правильная постановка звука р

После года ребенок начинает пробовать произносить слова, в два — предложения, а в три — уже выстраивает свою речь осознанно. Некоторым малышам очень сложно выговаривать звук «р». Случается и так, что и взрослому человеку эта буква не кажется легкой в произношении.

Как научить ребенка говорить букву р в домашних условиях упражнения, помогающие закреплению навыка, тренировки и артикуляционная гимнастика — обо всем можно узнать из данной статьи.

Логопедические занятия дома на букву «р»

Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях: видео, упражнения

В логопедии много уроков связаны со звуком «р». Однако занятия можно проводить дома и без логопеда. Как можно дома научить ребенка говорить букву р — выстроить грамотно план работы, который состоит из нескольких частей.

Важно! К шести годам, когда малыш готов идти в первый класс, детский речевой аппарат должен хорошо натренирован. Букву «р» к этому возрасту детям обычно просто проговаривать. Если есть проблемы выговаривания согласных ,следует обязательно обращаться к специалистам.

Логопедические занятия дома:

  • Обязательно начинаются с разминки, артикуляционной гимнастики. Одновременно развивается речевое дыхание.
  • Затем следует разминка языка.
  • И только после этого можно приступать к работе над произношением буквы.

Советы логопеда

Занятия с логопедом на букву р всегда выстраиваются поэтапно. Поэтому, домашнее обучение также следует научиться проводить последовательно, не требуя от малыша сразу большого результата.

Важно разговаривать с малышом как моно чаще: на прогулке, дома, перед сном, в гостях. Обязательно и ежедневно тренироваться, читать детские книжки вслух.

Дополнительная информация! Нельзя перебивать ребенка, если он пытается что-то сказать, а произношение дается с трудом. Следует выслушать до конца все, что он хотел сказать, повторить за ним, исправляя ошибки. А самые трудные слова четко проговорить отдельно, затем — с ребенком.

Упражнения для постановки буквы «р»

Упражнения для буквы р для детей следует проводить ежедневно, желательно в игровой форме. Лучше всего будет проводить занятия утром и вечером и обязательно сидеть перед зеркалом, чтобы малыш видел работу своих губ.

Сначала родитель показывает на своем примере, как произносить буквы правильно, после — ребенок повторяет. Все уроки проводятся в дружелюбной обстановке, никаких криков и скандалов допускать нельзя, чтобы избежать негативного опыта.

Подготовка речевого аппарата

Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях: видео, упражнения

В работе с упражнениями для произношения буквы р для детей есть множество нюансов. И, конечно, изначально следует подготовить речевой аппарат к работе. Начало тренировок — артикуляционная гимнастика.

Обратите внимание! Упражнения делаются всегда перед зеркалом вместе с малышом. Так ему проще повторять за родителями. Тренировки выполнять ежедневно, повторяя каждое упражнение по 6-8 раз. Помнить о том, что детская нервная система формируется до десяти лет, поэтому, при первых признаках усталости и раздражения стоит делать короткий перерыв.

Гимнастика преследует цели:

  • Развить подвижность языка. Делаются различные упражнения, чтобы язык был широким, узким, поднимают и опускают его, касаются поочередно щек.
  • Развить подвижность губ. Упражнения «Клоун», «Пятачок», «Обезьяна».
  • Развить навык удержания нижней челюсти в определённом положении. Ребенок пытается ее выдвинуть вперед и зафиксировать и обратно.

Трудности произношения «р»

Почему буква вызывает трудности:

  • Часто она находится между гласными в словах.
  • Ребенку сложно ее произнести правильно, он заменяет ее на «л», «ы», «й», поскольку не имеет верного навыка произношения,
  • Малыш не может достаточно твердо произнести звук, возникает грассирование (подобно французскому языку) или сильная вибрация (картавость).
  • Произношение получается «в нос». Это происходит по причине того, что малыш не знает, где должен находится кончик языка при выговаривании.

Тренировка мышц языка

Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях: видео, упражнения

В упражнениях для звука р для детей всегда присутствует разминка языка:

  • «Качели». Широко открыть рот, поднимать и опускать язык вверх и вниз, касаясь зубов и задерживаясь по 20 секунд в одном положении.
  • Облизывать губы языком по часовой стрелке и наоборот.
  • «Маляр». Рот закрыт, языком внутри водить по небу, щекам и зубам.
  • «Лошадка». Ребенок цокает языком, подражая лошадке.
  • «Слоник». Вытянуть губы вперед, втянуть воздух, как будто слон набирает воду, затем на выдохе выпустить воздух.

Комплекс упражнений для растяжения уздечки языка

Логопедические занятия на букву р зачастую сопровождаются упражнениями для растяжения уздечки языка, поскольку проблемы с выговариванием звука могут крыться именно в короткой уздечке.

Упражнения всегда выполняются медленно:

  • Широко открыть рот, оставив неподвижным. Язык двигается по небу от зубов к горлу.
  • «Футбол». Открыв рот, малыш дотрагивается до правой и левой щеки по очереди, напрягая сильно кончик языка.
  • «Котенок». Это самое любимое упражнение у детей. На блюдечко налить любимое лакомство и попросить языком слизывать его.
  • «Гармошка». Язык сильно прижать к нёбу. Затем открывать и закрывать рот, язык остается при этом неподвижным.

Комплекс упражнений, развивающих речевой аппарат

Развивая речевой аппарат, следует помнить о дыхании.

Дыхательная гимнастика:

  • Сделать вдох, а затем попробовать «задуть свечу», делая легкий выдох.
  • «Праздничный торт именинника». Сделать вдох, а на выдохе постараться задуть как можно больше воображаемых свечей. Воздух нельзя добирать.
  • После вдоха на выдохе произнести: «какой ароматный цветок».
  • После вдоха на выдохе произносить звук «ссс», а затем перейти на «ррр».
  • На выдохе имитировать звучание ветра — звук «ввв».
  • На выдохе имитировать самовар — «пых-пых-пых».
  • На выдохе произносить скороговорки.

Также можно использовать для разминки пассивную гимнастику. Детям особенно нравится работать в парах с братьями, сестрами или с родителем.

Постановка звука «р» с детьми

Самым главным этапом в логопедических упражнениях для буквы р выступает постановка звука. Она делится на три этапа:

  • Научиться произносить уверенно звук отдельно.
  • Добавить произношение слогов, слов,
  • Лишь после приступать к предложениям и скороговоркам.

Техника постановки звука

Постановка буквы «р» делится на постановку букв «р» и «рь». Сначала следует научиться произносить успешно твердую «р». Для этих целей выполняются все упражнения, описанные выше.

постановка мягкого «рь» происходит за счет проговариваний чистоговорок. Их можно придумать самим или использовать следующие:

  • Стоит дуб на горе — ре-ре-ре,
  • А н аветке снегири — ри-ри-ри,
  • А коса у косаря — ря-ря-ря,
  • Я всем правду говорю — рю-рю-рю.

Задания для формирования правильного произношения

7 заданий для правильного произношения буквы «р»:

  • «Часы с кукушкой». Малыш с широко открытым ртом вытягивает язык к верхней губе, после — за зубы к бугоркам.
  • «Дрожалка». Малыш учиться дрожанию языка за счет выпускания воздуха на выдохе и касания языком губ.
  • «Рожица». Широко улыбаясь, следует кусать кончик языка.
  • «Лошадка». Подражание цоканию лошадки.
  • «Барабанщик». Широко открыть рот и попытаться сказать «д». Тогда ребенок коснется альвеол и поймет правильное положение языка при произношении «р».
  • «Зубная щетка». «Чистить» зубы языком со внутренней стороны зубов.
  • «Присоска». «Приклеить» язык к небу, держать плотно, открывать и закрывать рот, не убирая языка.

Развитие артикуляции

Развитию артикуляции следует уделить время. Она поможет натренировать выдох, растянуть уздечку языка и укрепить его в верхнем положении.

Очень важно, чтобы малыш научился мощному выдоху. В этом ему помогут мыльные пузыри. Это и увлекательно, и полезно одновременно. Также можно использовать шарик от пин-понга — малыш должен суметь загнать его в ворота. Это сформирует правильную воздушную струю на выдохе.

Упражнения для артикуляции схожи с теми, что используются в артикуляционной гимнастике.

Закрепление результата

Немаловажно не только научить малыша правильному навыку произношения, но и закрепить результат после плодотворной работы.

Упражнения для автоматизации звука

Последним этапом в логопедических занятиях на звук р считают автоматизации звука.

Она включает несколько упражнений, которые проводятся в игровой форме:

  • Использование карточек, на которых написаны слова с буквой «р». При неверном произношении сказать правильно слово, затем убрать карточку. В следующий раз при верном выговаривании буквы похвалить малыша, а карточку заменить на новую.
  • «Запомни порядок». Используются те же карточки. 5 из них выкладываются в ряд, малыш запоминает их последовательность. После отворачивается и пытается произнести слова в том порядке, в каком они лежали.
  • Стихотворения. Желательно учить их сразу наизусть и на прогулке как можно чаще произносить.

Скороговорки

В логопедических заданиях на букву р часто используют скороговрки:

  • «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»,
  • «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора»,
  • «Проворонила ворона вороненка».

Дополнительная информация! Постоянное прослушивание и повторения ребенком скороговорок — мягкая тренировка его внимательности. Он обретает навык слушания. Это благоприятно сказывается на дальнейшем обучении дошкольника, где придется учить гораздо больший объем информации.

Когда нужна помощь логопеда

Помощь логопеда может понадобиться тогда, когда:

  • Малыш в 4-5 лет нечетко произносит звуки,
  • Говорит мягко, невнятно, «глотает» звуки,
  • В 6 лет не произносит правильно звуки,
  • Говорит с запинками, не может ответить на вопрос, переставляет и путает слога.

Занятия с малышом будут увлекательны, познавательны и для него, и для взрослого. Самое главное — проявить внимательность и терпение, научиться слышать ребенка и помогать ему преодолевать трудности.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/kak-naucit-rebenka-govorit-bukvu-r-v-domasnih-usloviah-upraznenia

Как быстро научить ребенка говорить букву «р» — выговариваем звук дома, легкие занятия и видео упражнения

Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях: видео, упражнения

Одним из наиболее проблемных считается звук «р». Иногда даже дети младшего школьного возраста не выговаривают этот звук. Быстро научить ребенка говорить букву «р» поможет логопед. Зная упражнения для развития речевого аппарата научить ребенка говорить букву р можно и самостоятельно.

Почему ребенок не говорит букву «р»

Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях: видео, упражнения

Для четкого постановки звука «р» должен быть достаточно хорошо развит речевой аппарат, чего у ребенка пока не наблюдается.

Попробуйте произнести это звук. Кончик языка при произношении касается неба, а боковые части языка прижаты к верхним жевательным зубам.

Воздух выходит с такой силой, чтобы передняя часть языка вибрировала. Речевые связки напряжены, и даже в горле чувствуется дрожание. Очень непросто настолько хорошо управлять своим речевым аппаратом для крохи.

Читайте также:  Как понять, когда ребенок начинает спать всю ночь?

Поэтому звук «р» дети начинают произносить ближе к 5-6 годам. Если к указанному сроку ребенок все еще не осилил эту букву, то причинами этого могут быть:

  1. Особенности строения языка. А именно, короткая подъязычная уздечка. При этом язык просто не достает до неба. Необходимо ее разрабатывать специальными упражнениями, или же выполняют подрезание уздечки.
  2. Неразвитость артикуляции. Язык в таком случая малоподвижен, у него малая амплитуда. Возникает, если ребенок мало разговаривает. Необходимо тренировать язык.
  3. Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок замещает звук «р» иным звуком «л», «й», «г».
  4. Неправильное дыхание, связанное с заболеваниями дыхательных путей (аденоиды, ринит, прочее). Исправляется с помощью дыхательной гимнастики.

Постановкой произношения можно заниматься и самостоятельно, но сначала необходимо показать ребенка специалисту, для исключения физиологических нарушений:

  1. Считают это нормальным и ждут, когда он сам освоит букву.
  2. Конечно, когда малыш маленький и только учится произносить буквы, то некая картавость выглядит забавно.
  3. Но когда школьник не выговаривает звуки, это уже не хорошо.

Если ребенок после 5 лет не произносит звук «р», то необходимо показать его логопеду. Ведь не исправленный во время недостаток может сохраниться на всю жизнь.

Нарушения речи ограничивает общение, провоцирует создание комплексов, замкнутость, стеснительность. Ему будет сложно добиться успеха в дальнейшей жизни.

Поэтому чем раньше родители начнут заниматься упражнениями для разработки языка и развития артикуляции, тем быстрее малыш сможет освоить звуки.

Начинать выполнять артикуляционную гимнастику можно и в 3 года. Для этого лучше всего подойдут специальные игры, а позже и упражнения для развития подвижности языка. Тогда к 5 годам малыш наверняка сможет правильно произносить звук «р».

Вы заметили в речи малыша и другие ошибки? Постарайтесь исправить их как можно скорее, читайте как научить ребенка правильно ставить ударения при помощи игровых методик.

Ваш малыш совсем ничего не говорит? Это может быть связано с серьезными нарушениями речи. Подробнее о них читайте в материале почему ребенок не разговаривает в 3 года?

Когда обращаться к логопеду

Если малыш не «рычит» в 5-6 лет визит к специалисту обязателен.

Прежде всего, врач осмотрит ребенка на возможные физиологические проблемы.

При выявлении недостатка, может направить к другим специалистам для его устранения.

Например, вылечить насморк, удалить аденоиды, подрезать короткую уздечку и прочее.

Логопед может обнаружить, что есть проблемы и с другими звуками, так как слух обычного человека, не профессионала, не воспринимает нарушение артикуляции в полной мере.

Кроме того, врач расскажет, как быстро научить ребенка правильно произносить звуки, покажет упражнения, необходимые для их постановки. Объяснит, как правильно их выполнять.

Проводить эти упражнения необходимо дома самостоятельно или ходить на занятия к логопеду. Выполнять гимнастику для развития речевого аппарата необходимо регулярно, иначе результата не будет:

  1. Итак, как быстро научить ребенка говорить букву «р»?
  2. Не всегда у родителей есть возможность показать ребенка логопеду, да и часто найти свободного логопеда, который сможет заниматься с ребенком, не так просто.
  3. Если малыш хорошо произносит остальные звуки и проблемным остается только «р», то можно попробовать поставить звук занимаясь самостоятельно.
  4. Чтобы успешно развивать речевой аппарат малыша, логопеды рекомендуют придерживаться таких правил:

Осваивать букву нужно постепенно. Сначала учим произносить правильно слоги: ар, ра, ор, ро и так далее. Уже после этого можно осваивать сложные скороговорки.

Старайтесь заинтересовать ребенка. Гимнастику необходимо проводить в игровой форме.

Упражнения должны увлечь малыша, чтобы он выполнял их с удовольствием.

Занятия должны проводиться регулярно. Нескольких занятий может быть недостаточно для постановки звука «р». Необходимо каждый день проводить гимнастику.

Часто обучать ребенка начинают скороговоркам для простановки определенного звука. Это не верно. Для начала необходимо освоить звук отдельно.

После этого добиться правильного произношения простых слогов с этим звуком. Потом закрепляем звук в произношении коротких легких слов. И лишь после этого начинаем заучивать скороговорки для выработки автоматизма при произношении звука «р».

Игры для развития навыка

Дети, особенно раннего возраста не могут долго концентрировать свое внимание. Поэтому быстро устают выполнять однообразные упражнения.

Лучше если подготовка к постановке звука «р» будет происходить в игровой форме. Для разработки речевого аппарата важна подвижность языка.

Поэтому можно придумать много игр – упражнений для языка. Далее мы приводим несколько примеров таких игр:

 

  1. Поиграйте с малышом в лошадку. Всем знакомо, она как цокает. Покажите это ребенку. Пусть повторяет за вами. Потом лошадку останавливаем: «тппррр». Поехали дальше: «ноо». Продолжаем цокать.
  2. Играем в котика. «Как котик лакает молочко?». Ребенок выполняет движения, сильно высовывая язычок и «лакает» им. «Как котик облизывается?» Малыш облизывается, водя язычком по верхней и нижней губам.
  3. Играем в собачку. «Как собачка дышит, когда ей жарко?». Малыш широко открывает рот, и высовывает язык. Дышит так какое-то время. «Как собачка рычит, когда сердится?». Ребенок пытается порычать.
  4. Можно имитировать любых животных: лягушку, которая ловит муху языком, медведя, и других.

Такая артикуляционная гимнастика сможет подготовить речевой аппарат к произношению сложных звуков. К тому же ребенку понравится играть с мамой или папой. Можно придумывать новые игры, когда малыш потеряет интерес к прежним упражнениям.

Чтобы не пропустить возможных тревожных признаков, важно знать, что должен уметь делать ребенок в 3, 4, 6 месяцев и полтора года.

Во сколько месяцев малыш начинает самостоятельно сидеть и ходить. А еще вам обязательно пригодится материал о том, как развить у ребенка усидчивость и внимательность.

Зарядка для языка

Существуют специальные артикуляционные упражнения и зарядка для языка. Такие занятия проводят в игровой форме, чтобы было интересно и легко.

Если поначалу что-то не будет получаться, не настаивайте сильно и не ругайте ребенка.

Можно выбрать те упражнения, которые больше нравятся, а потом иногда их менять. Главное выполнять зарядку ежедневно:

  1. Гармошка. Губы растянуты, язык «приклеен» к небу. Не смыкая зубы, открываем и закрываем рот, язык не отрываем.
  2. Кисточка. Представим, что язык это малярная кисть. Не спеша «красим» небо от верхних зубов к горлышку и назад. Пусть язычок хорошо прокрасит все места.
  3. Зубная щетка. Язык с силой проводит по всем зубкам, как бы обметая каждый снизу вверх.
  4. Парашют. Язык высунут в форме чашечки, пытается достать до носа. Подуть в таком положении.
  5. Футбол. Язычок бьет то в одну, то в другую щеку.
  6. Маятник. Рот приоткрыт. Язык немного высунут. Двигаем язычок от одного уголка губ к другому.
  7. Высовываем язык сначала узкий «иголочку», затем широкий «лопатку».

Бывают случаи, когда даже регулярные и верно построенные занятия не приносят результата, тогда родителям стоит обратиться к врачу и внимательно наблюдать за речью.

Дело в том, что есть серьезные заболевания, которые проявляются таким образом. К примеру алалия и дизартрия. Что такое дизартрия и как ее распознать читайте в материале по нашей ссылке.

Упражнения

После освоения упражнений для языка, если вы пока не решились обратиться к логопеду, можно начать выполнять упражнения для постановки звука «р».

Эти упражнения не сложные и не требуют длительного выполнения. Они помогут научить ребенка говорить букву р. Важно, чтобы занятия дома проводились регулярно. Тогда скоро вы заметите желанный результат.

Рот открыт, губы растянуты. Кончик языка упирается в верхние зубы. Несколько раз произнести «д-д-д».

Это упражнение позволяет укрепить кончик языка. Выполняем 15 секунд.

Растягиваем подъязычную уздечку. Рот широко открыт. Кончик языка достает основания верхних зубов.

Чувствуется, как натягивается уздечка. Выполняем 2-3 раза, по несколько секунд удерживая язык.

Губы растянуты, кончик языка между зубами. Покусываем язык несколько секунд. Повторить 8 раз.

Цокаем языком как лошадка. Язык прилепляется к небу и отлепляется со звуком. Повторяем 20 раз.

Следующие упражнения проводятся с использованием логопедического шпателя. Его можно приобрести в аптеке. Если его нет, то можно использовать чистый палец свой или ребенка.

Малыш произносит звук «ж». Не прекращая произношения, постепенно сдвигаем шпателем или пальцем язык выше к небу до получения «р».

Для получения мягкого звука р, выполняем то же самое, только ребенок говорит «ззззи», для твердого – «ззззаа».

Когда звук «р» начнет получаться, то для его произношения сначала учимся говорить слоги: ра, ро, ру, ри, ре, ар, ор, ур, ир. Позже более сложные слоги или простые слова: мур, ром, рис, рак, рука, рыба и так далее. Важно научить ребенка говорить также мягкий и твердый звук «р».

Если у ребенка не все получается, ни в коем случае не ругайте его. Занятия должны приносить удовольствие. Будьте настойчивы и терпеливы. Показывайте ребенку упражнения и выполняйте вместе с ним.

Читайте также:  С чего начать и как научить писать сочинение?

Пусть повторяет за вами как отражение в зеркале. Если занятия не приносят никакого результата, то лучше все-таки показать ребенка специалисту.

Источник: https://umnyash.com/razvitiye/obucheniye/rech/bystro-kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r.html

Как научить ребенка говорить букву Р

Трудности в овладении сонарными звуками «р» и «р’» часто встречаются у детей дошкольного возраста. Наряду с обучением счету, чтению и письму, многие родители очень хотят, чтобы их ребенок научился правильно выговаривать эту букву еще до школы. Научиться выговаривать букву Р без логопеда помогут специальные занятия по правильному звукопроизношению.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос».

Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой.

В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».

Упражнения для дыхания

“День рождения”. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

“Заборчик”. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок”. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка”. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка”. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка”. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье”. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели”. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере.

Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат.

Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры
  • РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.
  • РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.
  • РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.
  • РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.
  • УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.
  • – У коровы рога.
  • – Вера и Рома играют в жмурки.
  • – Туристы развели костёр.
  • – Фёдор топором рубит дрова.
  • – У Иры красные рукавички.
  • – Шофёр проверят мотор.
  • – На горе Арарат растёт крупный виноград.
  • – У мыши в норке сыра корка.
  • – Трое трубачей трубили в трубы.
  • – После росы росли розы.
  • – Во мраке раки шумят в драке.
  • У реки росла рябина,
  • А река текла – рябила.
  • Посередине глубина,
  • Там гуляла рыбина.
  • Эта рыба – рыбий царь,
  • Называется “пескарь”.
  • На дворе горка,
  • Под горкой – норка.
  • В этой норке крот
  • Норку стережёт.
  • Шёл Егор через двор,
  • Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните – даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время “проблемному” звуку не менее 20 минут ежедневно.
Читайте также:  Методы того, как научить подтягиваться

Источник: https://rebenokmama.ru/kak-nauchit-govorit-bukvu-r/

Как научить ребенка говорить букву Р: постановка звука быстро в домашних условиях

Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях: видео, упражнения

Причины нарушения произношения: физиологические факторы

Процесс звукопроизношения осуществляется несколькими отделами речевого аппарата:

  • генераторным (голосообразовательным);
  • энергетическим (дыхательным);
  • резонаторным (звукообразовательным).

К нарушениям произношения относятся дефекты, состоящие из таких нозологических форм, как:

  • дислалия;
  • ринолалия (палатолалия);
  • дизартрия;
  • афазия (частично).

Необходимо различать сбой звукопроизношения от нарушения произношения, которое развивается вследствие невысокой грамотности и культуры речи или диалектного говора.

Ниже перечислены причины, мешающие детям произносить звук Р:

  1. Нестандартная подъязычная уздечка.
  2. Тонус артикуляционного аппарата.
  3. Сбой фонематического слуха.
  4. Нарушенное звукопроизношение.
  5. Проблемы с поведением.
  6. Горловая Р.
  7. Психологические отклонения.

В любой из этих ситуаций главное – выявить причину, в результате которой малыш не может самостоятельно справиться с выговариванием Р. Почему грудничок высовывает язык и стоит ли это проявление считать неврологической проблемой вы можете узнать здесь.

До какого возраста неумение выговаривать Р считается нормой

Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях: видео, упражнения

Специалисты полагают, что проблемное произношение буквы Р является серьезным симптомом лишь по достижении 5-летнего возраста. До этого периода нарушение звукопроизношения является нормой. Это можно объяснить тем, что органы речи развиваются около первых 5 лет жизни.

Если по достижению 5-ти летнего возраста у вашего ребенка, несмотря на ваши старания, трудности с произношением звука «Р», имеет смысл показать его логопеду

Однако это не значит, что родители не должны прикладывать усилия к развитию малыша. Рекомендуется укреплять языковые мышцы своего чада самостоятельно с помощью речевой гимнастики, тем самым подготавливая аппарат речи к произнесению этой непростой буквы.

Постановка звука без логопеда

Как научить говорить букву Р? Чтобы научить ребенка, как правильно говорить букву Р, стоит соблюдать следующие правила организации упражнений, артикуляционной гимнастики, а также развития речевого дыхания:

  1. До 2-летнего возраста не нужно требовать от малыша выговаривания сложных звуков, так как дети сначала учатся произносить простые. Лучше всего подготовить речевой аппарат с помощью легких заданий.
  2. Начинать занятия стоит по достижении ребенком 5 лет. Они могут совпасть с периодом, когда он учится читать, это позволит расширить круг занятий.
  3. Наиболее действенные методики проводятся в игровой форме, так как маленькие дети не имеют интереса к обычным заданиям.
  4. Родителям необходимо провести полный курс до конца. В противном случае, их чадо может не освоить умение полностью. Например, не научится выговаривать мягкий или твердый звук.
  5. Тренировку целесообразно выполнять ежедневно согласно составленному графику, так как длительные перерывы могут свести к нулю все достигнутые успехи. Только регулярное повторение приведет к автоматическому правильному звукопроизношению.

Следует помнить, что исправление дефектов речи под силу каждому родителю, но для этого нужно ознакомиться с полным курсом речевой гимнастики. Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р поможет решить обе задачи:

  • Готовит органы речи к произнесению буквы.
  • С ее помощью происходит «разогревание» языка, губ, щек перед тренировкой.

Хороший выдох – основополагающая составляющая успешного результата. Выработать выдох помогут мыльные пузыри или маленький шарик от пинг-понга, который сильным и точным выдохом необходимо задуть в ворота. Эти и другие веселые тренинги способствуют организации правильной воздушной струи. Далее представлены упражнения для постановки звука Р:

Возьмите на заметку просто и доступное упражнения для развития хорошего выдоха – игра с мыльными пузырями

  • «Индюк». С приоткрытым ртом, дотянувшись до губы, расположенной сверху, двигать краем язычка вперед и назад по ней. Не отрываясь от губы, постараться выговорить «бл – бл – бл – бл — бл», увеличивая темп.
  • «Маляр». Задание заключается в «окрашивании» языком всей внутренней поверхности рта (в том числе щек, неба, зубов). Делать это движениями «назад-вперед».
  • «Лошадка». Суть заключается в щелканье языком по нёбу, имитируя лошадиное цоканье.
  • «Грибочек». Это задание считается продолжением «Лошадки». Остановить язычок, «приклеить» его к небу и удержать в таком положении 10 секунд. Натянутая подъязычная уздечка считается «ножкой грибочка».
  • «Моторчик». Название главного задания основано на похожем звучании Р с моторным запуском. «Моторчик» — продолжение «Грибочка». Под язычок, прижатый к верхнему небу, поставить пальчик. Рекомендуется использовать палец самого ребенка или обычную ватную палочку. Малышу нужно одновременно сильно выдохнуть и произнести длительное «дддддд». В это же время следует производить колебательные движения из стороны в сторону пальчиком ребенка или ватной палочкой. Язык начинает вибрировать и издавать «ррррр». Это означает, что «мотор» завелся.

При легком выполнении логопедических упражнений для постановки звука Р у детей можно переходить к запуску самой буквы. Также можно посмотреть видео уроки для постановки звука Р, чтобы наглядно увидеть, каким образом происходит тренировка.

Учим правильно произносить звук Р: автоматизация звука

Даже если «мотор» завелся, его очень трудно автоматизировать в беглую речь, так как звук Р считается самым коварным.

Как исправить дефекты речи? Перед тем, как доводить Р до автоматизма в словах, фразах, предложениях и в речи в целом, необходимо сначала обучить малыша соединению этого звука с другими: гласными и согласными. Далее рассмотрим способы постановки звука Р. Сначала отрабатывать Р через облегченные Д и Т в таких слогах, как:

  • «тро/три/тра»;
  • «дро/дри/дра».

Детский язык «отталкиваясь» от этих твердых звуков, постепенно переходит к Р. Затем ввести обратные слоги на: «ро/ри/ра» — «ор/ир/ар». До тех пор, пока у малыша не получится повторять Р в слогах с вибрацией до автоматизма, нельзя переходить к следующему этапу.

После четкого выполнения этих заданий можно переходить к словам. Начинать следует со слов, где рассматриваемая буква стоит впереди или через звукосочетание «тр» (рубашка, трава, трон и т. д.). Далее приступать к словам с серединным и конечным Р (корова, забор).

Затем, подобным образом, обучить различию твердого Р от мягкого. Как правило, малыш сам понимает различия и совершает звуковую подмену. Но иногда нужно объяснить ему, что для смягчения Р стоит передвинуть язычок. В результате всего этого развивается автоматизация Р.

Скороговорки

Учимся говорить букву Р. Для этой цели существует великое множество скороговорок. Ниже рассмотрим наиболее распространенные:

  • На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Испугался грома Рома, заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром.
  • Рома с мамой мыли раму и смотрели панораму.
  • Прокоп пришел – кипит укроп. Прокоп ушел – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

Абсолютно каждое задание необходимо делать не спеша, широко раскрывая рот.

Стоит осознавать, что речевая гимнастика является существенной нагрузкой для язычка, поэтому необходимо прерываться на небольшой отдых во время выполнения упражнений для устранения дефектов речи у детей:

  • «Качели». Раскрыть как можно шире рот, двигать вверх – вниз языком, касаясь зубов. После этого задержать язычок у верхней челюсти примерно на 15 секунд. Это поможет растянуть подъязычную уздечку и натренировать язычок для потягивания вверх.
  • «Футбол». По очереди дотрагиваться кончиком языка то до правой щеки, то до левой, будто катая мяч во рту.
  • «Котенок». Налить немного какого-либо лакомства в тарелку. Суть упражнения состоит в том, чтобы малыш слизал вкусность, как котенок.
  • «Дотянись до подбородка». Для выполнения малышу необходимо дотянуться язычком до подбородка. Чем дальше он дотянется, тем больше уздечка растянется.

Как говорилось выше, самостоятельно научить свое чадо правильному произношению Р возможно. Однако более верным решением станет обращение к логопеду, так как при осмотре грамотный специалист проверит фонематический слух, уздечку, тонус, горловой Р и сможет выявить точную причину трудностей. А также составит индивидуальную систему для формирования внятной и четкой речи.

Первичный визит стоит запланировать в возрасте 2-3 лет. Он заключается в плановом осмотре перед началом посещения детского сада. Помимо логопеда, должен проводиться осмотр невропатологом, чтобы исключить заболевания головного мозга.

Выводы

В заключение можно сказать, что обучение детей правильному произношению буквы Р – это длительный процесс, который требует как от малыша, так и от родителей немалых усилий.

Для успешного результата необходимы ежедневные тренировки. Поэтому, если родители приняли решение не обращаться к логопеду за помощью, то нужно регулярно заниматься речевой гимнастикой самостоятельно.

Источник: https://ipupsik.com/razvitie/ranee-razvitie/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r.html

Ссылка на основную публикацию